Игра в дурака    Карточные игры    Пасьянсы    Гадания на картах    Словарь    Карточные фокусы    Шулера    Фильмы    Анекдоты    Онлайн

Главная страницаКарточные игрыПреферанс → Этика Преферанса

 

 

Этика Преферанса (Приложение к Кодексу)

 

5.1. Этика преферанса претерпела за долгую историю этой игры многочисленные изменения. Строго говоря, нельзя вести речь о какой-то единой этике преферанса. История сохранила сведения о салонной дворянской-разночинской этике прошлого века. Практически все современные книги о преферансе либо переписывают страницы, посвященные этой теме, из М. Шевляковского, В. Бахирева, Ф. Полтавцева, Г. Кохлеариуса и других лучших изданий о карточных играх прошлого века. Между тем, советская история выработала совершенно новую этику этой игры, которую можно назвать этикой советских служащих. Кроме того, профессиональная игроцкая среда, в которой преферанс, кстати говоря, не является распространенной игрой, выработала совершенно отличную систему понятий, которая тоже с полным основанием может называться этикой. Учитывая общую криминализацию общественного сознания, проникновение и закрепление "блатных" понятий в обыденной жизни (а выражающей их лексики - в современном языке), игнорировать ценности "блатной этики" в современных игроцких нормах просто невозможно. Тем более, что они-то как раз чаще всего основаны на здравом смысле и понятии справедливости, а кроме того наилучшим образом разработаны практикой.
5.2. Настоящее приложение к Кодексу ставит своей целью классифицировать и свести воедино неких свод условностей, моральных норм и специфических правил, и, возможно, претерпит в дальнейшем некоторые изменения, будет исправлено и дополнено. Пока же мы не только не можем говорить об окончательных формулировках или однозначных трактовках тех или иных правил, но и не выявили всего множества самих правил.
5.3. В первую очередь, классификатор (78) предлагает разделить правила поведения, относящиеся к самим игрокам, и правила поведения присутствующих при игре людей: болельщиков, долистов, просто наблюдающих. Таким образом, выделено 2 раздела: Этика игрока и Этика кибитцера (79).


5.4. Этика игрока
 

5.4.1. То, что в общежитии принято называть "этикетом", основывается на общих законах вежливости и деликатности, обязательных для каждого благовоспитанного человека. Этой стороне игры следует уделить первостепенное внимание именно потому, что пренебрежение ею обычно происходит в ущерб своему же собственному достоинству и принижает достоинства игры. Перечислим некоторые основные и ранее других сформулированные законы игроцкой этики, которых придерживались игроки уже 100-150 лет назад.
5.4.2. Любая перебранка за карточным столом нежелательна (80).
5.4.3. Каждый вправе отказаться от участия в игре и притом без всякого обязательства давать кому-либо отчет - почему или отчего (81); но раз он отказался, то может сесть играть с другим лицом только при следующих условиях:
а) если он ранее извинился тем, что игроки той партии, которые приглашали его перед этим, ему не под силу;
б) если он, из любезности, принимает на себя роль недостающего четвертого или третьего партнера;
в) если он откровенно заявляет, что из-за горячности одного из партнеров, опасается столкновения.
Во всех остальных случаях игра после отказа может считаться оскорблением (82).
5.4.4. Стоимость виста, длина пули, количество пулек или партий, а иногда и дополнительные условия (например, время окончания) должны быть определены до начала игры (83).
5.4.5. Садиться за игру, не имея при себе денег, не принято: однако, если случится недочет, то партнеры обязаны верить на слово лицу, не пользующемуся репутацией безнадежного должника. Но кредит определен крайним сроком на 24 часа, и в удостоверение выдается визитная карточка с надписью, в которой значится сумма проигрыша. Это для порядочных людей тот же вексель, не уплатив который игрок навсегда может лишиться доверия. Расплачиваться следует тотчас по окончании игры, не доводя до напоминаний (84).
5.4.6. В частном доме хозяин или хозяйка всегда являются нравственными поручителями за благонадежность и благовоспитанность своих гостей (85).
5.4.7. Сесть играть вместо кого-то можно только с разрешения остальных участников игры (86).
5.4.8. Во время торговли (переговоров) игрок должен ограничиваться только общепринятыми формулами, то есть делать заявки в строго установленной форме и строго в свою очередь. В остальное время он должен соблюдать тишину (87).
5.4.9. В процессе розыгрыша можно попросить посмотреть последнюю закрытую взятку (правило 3.9.8), но только одну. После того, как закрыта текущая взятка, посмотреть предыдущую нельзя. Если игрок хочет посмотреть последнюю взятку, которую взял не он, а кто-то из партнеров, он должен попросить показать эту взятку ее владельца, а не брать карты своими руками. Если же игрок хочет посмотреть свою взятку, он должен предупредить об этом партнеров, подчеркнув, что хочет посмотреть именно последнюю, на что имеет законное право. Естественно, все, что касается права посмотреть закрытую взятку, относится только к участникам игры. Наблюдатель не только не имеет права трогать карты руками, но даже попросить показать ему взятку считается неприличным (88).
5.4.10. Игрок может задать вопрос относительно последнего сноса любому из партнеров, то есть он может не только посмотреть, карты во взятке, но и уточнить, какая из карт кому принадлежала.
5.4.11. Любое замечание или напоминание во время игры (независимо от того, до или после сноса оно сделано) может оказаться нелегальным способом передачи информации (а потому и быть наказуемо). Категорически запрещено напоминать о ходе торговли или масти покупки и т.д. Даже выражение досады или неудовольствия ходом или сносом партнера считается поступком бесчестным или, по крайней мере, неэтичным, так как имеет целью скорректировать игру партнера, подсказать ему правильный ход или снос. Если игра идет на интерес, то подсказывать, в явной или не явной форме, - все равно, что мошенничать.
5.4.12. Не только слово, но и жест, а также действия, совершенные не в свое время могут быть способом передачи нелегальной информации, и по этой причине признаются неэтичными. Например, нельзя приготовить карту для игры во взятку заранее. Такое движение может служить информацией партнеру, что, дескать, я эту карту бью, и повлиять на его снос. Также нельзя приготовить карту для следующего хода, так как партнер сделает вывод, что Вы знаете, что эта взятка будет Вашей, то есть имеете в этой масти старшую. Таких ситуаций может быть очень много. Например, один из вистующих попал разыгрывающему в козырь трефами. Так как этот вистующий, человек преклонного возраста, постоянно жалуется на плохую память, то он тут же кладет одну карту на стол в закрытую, объясняя это действие как мнемотехнический прием (чтобы не забыть, во что ходить, когда придет ход). В его действиях содержится целый поток нелегальной информации. Во-первых, известно, что у него есть трефа. Во-вторых, понятно, что он собирается получить ход, то есть взять взятку в одной из мастей и т.д.
5.4.13. Даже способ, каким карта кладется во взятку, может быть источником информации (89). Если игрок не хочет быть заподозренным в недобросовестном партнерстве, ему нужно привыкнуть класть карту на стол всегда одним и тем же движением.
5.4.14. Игрок должен помнить, что любое действие, приносящее пользу одной стороне, неизбежно наносит ущерб другой стороне. Поэтому нелегальное извлечение пользы является, в строгом смысле слова, мошенничеством по отношению к другой стороне. И если Вы не допускаете мысли залезть противнику в карман, то должны внимательно следить в процессе игры за своими словами, движениями и даже мимикой, чтобы не совершить мошенничества невольно.
5.4.15. Единственным исключением из правила о недопустимости каких бы то ни было замечаний и вопросов в процессе розыгрыша является просьба подтвердить ренонс. Если партнер сносит не по масти, допустим спросить у него, действительно ли у него нет карт требуемой масти. Это исключение объясняется, во-первых, крупным штрафом за фальшренонс, а во-вторых, невозможностью восстановить нормальное течение игры после нескольких последовавших за фальшренонсом ходов. Естественно, ошибку такого рода можно исправить только немедленно, до того, как взятка была закрыта и сделан следующий ход. Карта, ошибочно сброшенная игроком при фальшренонсе, остается на столе и в дальнейшей игре считается "открытой" или "настольной". Это значит, что момент, когда надлежит пойти этой картой, определит противник. Разумеется, ход открытой картой должен, даже по требованию, быть сделан по правилам игры, то есть карта должна быть сыграна в масть и т.п. Если игрок положил карту после сделавшего фальшренонс, который был вовремя замечен, то ему разрешается забрать ее со стола и положить другую после того, как сделавший фальшренонс исправит свою ошибку.
5.4.16. Каждый игрок имеет право требовать смены колоды карт на новую но не раньше окончания пульки (партии), если у него, конечно, нет к картам таких претензий, которые нельзя оставить без внимания. К таким претензиям относятся: недостаток карт в колоде, возможность различить хотя бы одну карту по рубашке или наличие на картах иных дефектов, равно как и неразборчивость символов на лицевой стороне. Каждое из перечисленных обстоятельств, безусловно, является основанием для смены колоды в любой момент игры, кроме ситуации, когда нужно доиграть сдачу. Потребовавший новые карты игрок должен оплатить их стоимость. Смена карт на новые после окончания пульки (партии) является неотъемлемым правом каждого игрока. Причем, партнеры не могут ни препятствовать ему в этом, ни испрашивать объяснения причин (90).
5.4.17. Остальным участникам игры этика предписывает относиться с уважением или хотя бы снисходительно даже и к предрассудкам партнера, относящимся к смене колоды (91).
5.4.18. Играя в частном доме, платить за карты не принято. Но за потребованную новую колоду следует заплатить ее цену хозяину. Платит либо потребовавший, либо выигравший, либо все поровну по всеобщему согласию. В игорном заведении или клубе за карты платить не нужно, так как стоимость карт обычно включается в плату за посещение либо в сумму членских взносов, либо затраты на приобретение карт погашаются из прибыли заведения.
5.4.19. Бросить недоигранную пульку допускается лишь в крайних обстоятельствах непреодолимой силы, которые можно признать форсмажорными: стихийное бедствие - пожар, наводнение, вход в город армии противника (92), неожиданная необходимость отъезда, резкое ухудшение самочувствия (обморок, сердечный приступ, внезапная смерть) (93) и т.п. В подобном случае пульку расписывают или откладывают - по общему согласию компании. Любой из участников игры может настаивать на немедленном расписывании пульке и расчете между игроками. Голосованием тут решить ничего нельзя: выигрывающий (равно как и проигрывающий) вправе требовать немедленного урегулирования финансовых отношений (94). Досрочное прекращение игры в случаях, не связанных с форс-мажорными обстоятельствами, считается крайне неделикатным. Таким образом либо признается неплатежеспособность в дальнейшем, либо демонстрируется нежелание играть с такими противниками. действие это может быть расценено в ряде случаев как оскорбление. Наилучшим выходом из ситуации для игрока, по каким-то причинам пожелавшего закончить игру, может послужить замена, на которую, конечно, партнеры могут согласиться или не согласиться, по своему усмотрению.
5.4.20. Пререкания между партнерами, особенно в повышенных тонах. равно как и брань шепотом сквозь сжатые зубы, не приняты в хорошем обществе. Относительно же назидательности и менторства следует заметить, что, как бы ни было полезно наставничество и какие бы благородные и альтруистические цели оно ни преследовало, если советы выслушивать не желают, то и давать их не следует. По реакции же партнера и выражению его лица всегда нетрудно определить его отношение к выслушиваемым советам и урокам.
5.4.21. Любого рода фамильярности, ласкательные, уничижительные или презрительные выражения по отношению к партнеру изобличают дурной тон и плебейское воспитание. Поэтому уважающий себя игрок будет избегать реплик или обращений к партнеру, высказанных примерно в таком тоне:
- Сладенький ты мой, наконец-то пошел пику!
- Умненький, бубну снес от сюркупа!
- Ну а теперь, голубчик, ходите-ка с треф (впуская в концовке противника и вынуждая наиграть в трефе туза с дамой).
А также расхожих фраз-намеков:
- Полковник бы изрядной с...й и пасовал на трех тузах.
- Начальник станции Жмеринка в такой ситуации вел себя иначе.
- Я несу пику, и покойничек - пику.
5.4.22. Стук по столу, топанье ногой, хлопанье картами по столу и грозные взгляды пугают только хозяйку (и то - за целостность посуды и мебели), да нервных женщин, не привыкших к мужицким ухваткам.
5.4.23. Карточная этика свято чтит принцип необратимости действий игрока. Любой ход, любая взятка не могут быть взяты назад: "Что с возу упало, то пропало", что сказано, то сказано, что сыграно, то сыграно. Ошибочно сделанное назначение идет в счет и должно выполняться. Ошибочно сыгранная карта остается лежать на столе (см. Открытая карта, правило 3.9.14). Исключение составляет вовремя замеченный фальшренонс (правило 3.9.16.).
5.4.24. Если такое большое значение придается не относящимся к игре жестам и репликам, в которых партнеры могут усмотреть оскорбление или нелегальный обмен информацией, то к своему обращению с картами игрок должен относиться с удвоенным вниманием. Неприлично собирать карты со стола для тасовки лицевой стороной вверх. Поскольку шулера таким образом исполняют шулерский прием "складка", о Вас могут подумать невесть что.
5.4.25. Не следует при тасовании колоды опускать руки ниже уровня стола. Вас могут попросить тасовать над, а не под столом. Когда попросят, будет уже неудобно: замечание справедливое.
5.4.26. Ни один из игроков не может сдавать карты за другого, если на то не будет получено согласия всех остальных участников игры.
5.4.27. Во время сдачи поднимать свои карты не следует, во избежание споров и недоразумений в случае неправильной сдачи (см. правило 3.2).


5.5. Этика Кибитцера
 

5.5.1. Посторонние лица не имеют права делать каких бы то ни было замечаний, а тем более - давать кому бы то ни было советов и указаний, и не только словом, а даже знаком или мимикой (95).
5.5.2. Громко рассуждать об игре кого бы то ни было из игроков или обсуждать нюансы игры, равно как и просто вести громкий разговор не дозволяется. Малейшее замечание любого из играющих в подобной ситуации является непререкаемым и может считаться предупреждением.
5.5.3. Развлекать играющих чем бы то ни было запрещено. Даже долист или финансист одного из игроков должен соблюдать это правило и немедленно выполнить просьбу любого из принимающих участие в игре, если тот попросит не отвлекать.
5.5.4. Не принято прогуливаться вокруг стола и заглядывать в карты более одного из играющих, и то не иначе, как с согласия того, к кому заглядывают, и при отсутствии возражений других участников игры. Если же наблюдение за игрой нежелательно хотя бы для одного из игроков, сторонний наблюдатель обязан немедленно удалиться и притом без малейших замечаний и выражения неудовольствия (96). Наблюдатель не должен не только выражать, но и даже испытывать неудовольствия (97).
5.5.5. Кибитцеру следует помнить, что его вмешательство в игру может нанести игроку прямой ущерб, который может быть взыскан с него. Правило 3.4.12, например, гласит: "Совет постороннего переменить масть козыря, повысить или понизить заказ игры лишает права как на то, так и на другое". А правило 3.9.20: "Совет постороннего с чего ходить, дает право ближайшему противнику назначить ход или снос по своему усмотрению".

Сноски
77. Здесь в дальнейшем все реплики от первого лица принадлежат Дмитрию Лесному.
79. "Кибитцер" - наблюдатель (объяснение термина см. в Словаре терминов).
80. "...говоря о вспышках, возникающих между партнерами, следует помнить, что это - соломенный огонь: нигде так горячо не бранятся и не ссорятся, как за картами (покойный Щедрин, например, по свидетельству А.Я. Панаевой, просто из себя выходил, разнося партнера так, будто тот совершил нечто ужасное), но ссора эта так же легко и забывается, - разве дойдет до тех пределов, вне которых остается лишь одна кулачная расправа или дуэль, до которой карты не раз доводили людей, получивших плохое воспитание".
81. Однажды таких объяснений попросили у попа: "Батюшка, отчего Вы не играете в карты? - На то, сын мой, - ответствовал поп, - есть одиннадцать причин. Первая - это полное отсутствие денег... Остальные перечислять?...". Но спрашивающему было достаточно и первой причины.
82. Ох и чинные были наши предки! Обидеть друг друга боялись. Это так симпатично, но так далеко от бытующих сегодняшний понятий! Мне доводилось быть свидетелем множества отказов с такой формулировкой: "Поищу кого послаще" (намек на силу партнера) или "А деньги у тебя есть?" (а на ответ "Да" - недоверчивое "Покажи!"). Иногда звучало презрительное: "Какой мне смысл играть с пустышкой?" или "Раскрутиться с меня хочешь? Иди, раскрутись на турнике!". Иногда и того чище: "Играть хочешь? Как всегда под ж...?" - "Во-первых, не под ж..., а под должок!" (и это не в секу, а в преферанс!). Иногда отказ мотивировали такой причиной, которая в прежние времена повлекла бы за собой дуэль: "Играть? С кем!? С Вами, грязными налапниками?".
83. В профессиональной игроцкой среде оговаривать число партий считается "лоховским" условием. По неписанным игроцким законам, любой человек имеет право бросить (прекратить игру) в любой момент после законченной партии (пульки). Аргументы типа "Дай отыграться", "Так нехорошо - выиграть немного и соскочить" - не приняты. Не то, чтобы они считались неприличными. Все игроки знают психологию проигравшего (состояние, известное под названием "замазка"), а многие стараются извлечь из этого положения противника максимум выгоды: навязать свои условия и т.п. Но обязанности продолжать игру ни у кого нет, если только не было оговорено заранее специальное условие, например: играем десять партий, играем комплекс - партия в терц, партия в деберц. При таком, заранее оговоренном, условии игра считается незаконченной до момента, пока не будут сыграны все части игры по условию.
84. Прекрасное правило, приведенное в источнике прошлого века, сегодня действует лишь отчасти. Все это справедливо, если Вы играете в компании друзей или близких знакомых. Но упаси Вас Бог повести себя в соответствии с этими правилами в обществе незнакомых людей, особенно если они профессиональные игроки. Совсем необязательно, что Вам "набьют морду" или нагрубят, но Вы должны знать, что нарушили главную заповедь, признаваемую людьми этого круга безоговорочно: проиграли больше, чем можете заплатить. То есть, выражаясь их языком, двинули фуфло. Если Вы совершенно нерасположены или не в состоянии платить наличными немедленно в случае проигрыша, Вам следует заявить до начала игры, что Вы хотите играть на такое-то число или "до дома" или как угодно еще... Но сказать об этом Вы должны до того, как сели играть. Ваш партнер может согласиться на условии отсрочки платежа или отказаться от игры - по своему усмотрению. В любом случае, игра для всех участников должна быть равной, в том числе и по условиям платежа. Если один человек играет на наличные деньги, а другой на конец года, первый мог бы получать за это большую фору, гандикап, компенсацию (и это было бы справедливо, как проценты в банке). Кроме того, в такой ситуации всегда есть риск неплатежа (по разным причинам, необязательно из-за непорядочности одного из партнеров). Поэтому все деньги, которые проиграны без согласования сроков платежа, в среде профессиональных игроков безусловно считаются наличными и должны быть уплачены "с кармана", то есть немедленно по окончании игры. Так было всегда, а в условиях инфляции это правило приобретает особую актуальность. Если даже Вам не хватило совершенно незначительной суммы, будет считаться, что Вы "заигрались", что воспринимается как непорядочность. Садясь играть, нужно точно знать, какую сумму Вы в состоянии заплатить, и, в случае, если Ваш проигрыш, при самом невероятном стечении обстоятельств, может превысить эту сумму, Вы обязаны предупредить об этом партнера (или партнеров). Даже если Вы играете в "безобидную" интеллигентную игру, такую, как преферанс, и хотите заявить мизер, Вы должны прикинуть, хватит ли Вам денег, чтобы рассчитаться, если расклад будет худшим из теоретически возможных и количество взяток окажется максимальным. Если вдруг Вы обнаружите, что денег может не хватить, нужно сказать, что у Вас в кармане столько-то и что в случае проигрыша большей суммы Вы намерены заплатить тогда-то. Если никто не возражает, Вы можете играть игру, какую захотите. Если есть возражения, у Вас только два выхода: немедленно найти деньги (например, одолжить) либо отказаться играть игру, чреватую такими последствиями. Как правило, сама постановка этого вопроса перед партнерами является залогом того, что Вам не будет отказано, так как Вы демонстрируя такую щепетильность в вопросах платежа, выказываете собственное серьезное отношение к своим обязательствам, что и служит гарантией того, что Вы заплатите в срок. В моей практике было немало случаев, когда, играя на наличные деньги, приходилось делать оговорки об отсрочке платежа, суммы, которая будет превышать количество наличных денег. Поверьте, все без исключения партнеры не только соглашались на просьбу об отсрочке (если она была высказана своевременно), но и предлагали после окончания игры ссудить небольшой суммой, понимая, что человек остался без денег. В кругу же близких друзей, на мой взгляд, тоже нелишне вести себя столь же корректно и предупредительно в таком важном вопросе, как уплата карточных долгов. Поэтому, даже если Вы точно знаете, что Вам не откажут в отсрочке и даже, вероятно, будут удивлены самой постановкой вопроса, Ваша просьба об отсрочке будет приятна партнерам, ибо она всегда свидетельствует о Вашем к ним уважительном отношении. Урок на эту тему жизнь преподнесла мне в ранней юности - еще в студенческие годы. Как-то проиграл довольно значительную сумму на определенное число. К моменту платежа мне не удалось собрать всю сумму целиком, но примерно две трети было в наличии. Я собирался отнести то, что есть, и попросить отсрочить недостающую сумму на недельку. Один мой знакомый (которому я сегодня чрезвычайно благодарен за совет) сказал, что я поступаю неправильно, потому что ставлю кредитора перед фактом отсутствия денег. Он посоветовал занять деньги на один день, предъявить кредитору всю сумму, но попросить вернуть ту часть, которая одолжена на сутки. Я так и сделал, и человек без единого слова упрека или недовольства пошел мне навстречу и согласился подождать "хоть неделю, хоть две". Репутация моя не только не пострадала, но и значительно окрепла.
85. Это очень мудрое и симпатичное правило сегодня соблюдается далеко не всегда. Нравственно развитые люди подчиняются ему интуитивно, но в их домах не так часто образуются компании игроков, которые не знают друг друга и ведут игры без участия хозяев. На практике (70-е - 80-е годы ХХ века) чаще приходилось наблюдать хозяев, у которых собирались играющие по причине того, что хозяева сами вели постоянные игры, либо таких, которые "держали катран" (вход туда был платный, но находиться там можно было сколько угодно, играть с кем угодно). Естественно, если хозяин берет с посетителя деньги за вход или долю с игры, он не может диктовать ему правил поведения. Затруднительно даже "отказаться от дома" человеку, чье поведение или манера игры не нравятся хозяину. Соответственно никакой ответственности, ни моральной, ни материальной за гостя хозяин не нес. Хозяева клуба или игорного заведения, скорее всего, должны быть нравственными поручителями за благонадежность и благовоспитанность гостей. Но это больше относится к репутации самого заведения: если это "джентльменское собрание", то оно должно изгонять из своих рядов членов, уличенных в мошенничестве или замешанных в скандалах, или "неэтично" себя ведущих, например, позволяющих себе бранные выражения, если же это "блатная малина", то там только и слышны будут бранные выражения, что само по себе считается нормой, равно как и не всякое карточное мошенничество считается в этом кругу низостью, а изгнанными из такого дома могут быть только те люди, которые нарушили кодекс воровской чести, например, оказались замешанными в сотрудничестве с милицией. Последнее обстоятельство, понятным образом, не может служить поводом для изгнания из дома, где собираются сотрудники милиции.
86. Это требование при крупной игре вполне понятно, потому что замена одного из игроков в процессе игры может быть способом ввести в игру профессионала или шулера. Таким образом однажды удалось добиться "сводки" (то есть свестись играть, кстати, в преферанс) в небольшом городе в Средней Азии. Городок маленький, все друг друга знают, играют между собой крупно (и очень слабо!). Незнакомого человека в свой круг не возьмут, а играть уж точно не станут. Профессионалу пришлось приехать в качестве "однокурсника" одного из слабых (и самых пьющих) игроков. Сначала он присутствовал на дружеских встречах и попойках, но в игру не вступал, ссылаясь на "не высокий класс, чтобы играть по таким ставкам". Затем приятель его во время одной из пулек напился до такой степени, что играть с ним стало невозможно: он то карты ронял под стол, то сам падал. Пришлось однокурснику "выручать" - он сел доиграть пульку...
87. Название одной из старейших коммерческих игр - виста - происходит именно от требования тишины: "whist" по-английски значит "тсс!", "тихо!", "молчать!".
88. Общее правило для кибитцеров: они должны быть не только неслышими, но и невидимы и всегда помнить, что игра происходит не для их удовольствия и что их только терпят поблизости от стола.
89. Кстати, именно этот способ является в некоторых парах профессиональных "налапников" основным средством передачи информации о количестве карт в масти: брошена ли карта горизонтально, движением кисти параллельно столу, или сверху вертикально; со словом или без - вот четыре различных типа сброса карты во взятку, позволяющие идентифицировать каждое движение с одним из чисел: 1, 2, 3 и 4, соответствующим числу карт в масти хода.
90. Право на это обусловлено возможностью мистического отношения игроков к предметам игры (например, человек объяснял свое невезение тем, что в прежней колоде для него оказалась "несчастная свита", и терпеливо ждал окончания пульки, чтобы попытать счастья вновь.
91. Если они сами лишены предрассудков, то не должны возражать против смены колоды, так как никакого счастья в той или иной колоде, по их убеждению, не содержится, а новые карты для игры всегда предпочтительнее играных. Если же кто-то из противников сам придерживается мнения, что колода влияет на ход игры и что прежняя оказалась для него счастливой, ему следует уступить несчастливому оппоненту из соображений благородства. Не придерживаться таких простых этических правил могут только желчные обитатели мрачных "катранов", но у человека, которому отказывают в смене колоды, есть два совершенно незатейливых выхода из неприятной ситуации: во-первых, он может прекратить игру, что выглядит наиболее мудрым решением, а во-вторых, если уж ему так хочется продолжать сражаться с таким неуступчивым и неделикатным партнером, он может "неловким" движением надорвать одну из карт "счастливой" для соперника колоды, скомкать карту в кулаке или даже откусить кусок карты, объясняя свои действия расcтроенностью нервной системы, - одним словом, в его силах в любую минуту сделать карты непригодными для игры и подлежащими замене. Вообще говоря, лично меня бы насторожило непреодолимое нежелание партнера сменить колоду. И я бы, в силу боевитости характера, проверил свои предположения вторым способом. Если бы партнер сильно расстроился, да еще попытался бы требовать возмещения убытка, который он оценил бы во много раз больше стоимости обычной колоды карт, я сделал бы вывод, что испорченная колода приносила счастье своему хозяину каким-то известным ему способом.
92. И то, сдачу необходимо доиграть при любых обстоятельствах. Помните, у М.А. Булгакова в "Белой гвардии": "Господа! Карты сданы!".
93. Так, например, случилось в рассказе Леонида Андреева "Большой шлем", когда герой умер от волнения, прикупив нужного туза.
94. Вообще, по игроцким законам, если один из партнеров желает отложить недоигранную игру (и не хочет признать себя побежденным), он может это сделать в любой момент, оставив партнеру в залог сумму, равную цене недоигранной партии (куш) или величине своего максимального теоретического проигрыша (если играют в преферанс "с просчетом", то величину с просчета). Обязанность организовать доигрывание лежит на инициаторе откладывания. Противник не должен отказываться от доигрывания без достаточной мотивировки, каковой могут служить: отсутствие времени, настроения и т.п.
95. Просьба игрока является обязательной для выполнения любым наблюдающим, включая просьбу не смотреть в карты или даже совсем удалиться из комнаты. Если просьба не выполняется, игрок может прекратить свое участие в игре, и игра таким образом будет расстроена. Игрок не обязан объяснять мотивов своей просьбы, но должен высказывать ее в уважительной форме. В профессиональной игроцкой среде в таких случаях, если наблюдатель все попросит объяснений, достаточно сказать: "По мнению".
96. Игрок, в свою очередь, не должен злоупотреблять своим правом изгонять кибитцеров. Он должен отдавать себе отчет в том, что просьба удалиться, если, конечно, наблюдатель никак не нарушил правил присутствия за спиной у игрока, граничит с оскорблением: человеку в неявной форме выказывается недоверие. Причины, по которым игрок может потребовать удаления кибитцера, следующие:
- подозрение в передаче нелегальной информации (в маяке);
- подозрение в тайном участии в игре;
- ожидание подвоха и непрошенных подсказок игроку;
- неприязненное личное отношение.
Игрок, изгоняющий кибитцера, должен ожидать ответного обвинения в нечестной игре (которую кибитцер мог бы разоблачить, чего, по мнению кибитцера, как раз и опасается игрок).
97. Достаточно войти в положение игрока, у которого, возможно, напряжены нервы (не исключено, что под влиянием проигрыша), чтобы простить ему щепетильные придирки, его мнительность или даже необъяснимые причуды (может быть, человеку кажется, что Ваше присутствие приносит ему неудачу, что у Вас "дурной глаз"). Тут наблюдающему нужно проявить известную снисходительность и не раздражать игрока еще более. Для всякого понимающего в игре человека коллега с картами в руках - "священная корова", табуированное животное. "Относительно же причуд, нехудо упомянуть о предрассудке, касающемся "дурного глаза": в нелепость этого многие верят очень серьезно, и Л. Мэри написал по этому поводу обширную юмористическую статью в игорном журнале "Le Palamede" (1846), под заглавием "Кометы". Бороться с такими предрассудками - совершенно напрасно, а обижаться на них положительно смешно."

 

назад

 

 

© Конюхов Александр, 2000-2017.   Карта сайта   Ссылки   Контакты