Игра в дурака    Карточные игры    Пасьянсы    Гадания на картах    Словарь    Карточные фокусы    Шулера    Фильмы    Анекдоты    Онлайн

Главная страницаКарточные игрыПреферанс → Ход игры

 

 

Ход игры

 

3.1. Распределение мест между игроками
 

3.1.1. Процедура розыгрыша мест за игорным столом называется "тираж" и происходит следующим образом: все игроки вытягивают из колоды по карте. Тот, кто вытянет самую младшую карту, выбирает место первым, остальные игроки рассаживаются вслед за первым по часовой стрелке в порядке возрастания достоинства вытянутых ими карт. Если два игрока вытянули одинаковые по достоинству карты, то учитывается их масть: пики считаются младшей мастью, затем следуют трефы и бубны, а червы считаются самой старшей мастью. Туз при тираже, по традиции, считается самой младшей картой (8).
3.1.2. Новый игрок (четвертый при трех уже играющих) может быть принят в игру только с согласия всех участников. При этом, вступая в игру, он записывает в пульку и гору среднее арифметическое от суммы очков в горе и пульке играющих. Все округления при записи делаются не в пользу новенького. Если новый игрок не замещает выбывшего, он занимает место по левую руку от только что сдававшего и становится сдатчиком в очередной сдаче.


3.2. Раздача карт
 

3.2.1. Первая сдача в пульке разыгрывается жребием, аналогично розыгрышу мест (правило 3.1.1) (9).
3.2.2. Сдача всегда переходит к следующему игроку, независимо от того, какая игра игралась и была ли она сыграна. Игрок сдает повторно только в том случае, если сдача признана недействительной. Сдача переходит по кругу по часовой стрелке, то есть к партнеру слева.
3.2.3. Сдающий должен тщательно перетасовать карты, затем положить колоду на стол перед своим соседом справа и предложить ему снять. Положив оставшиеся карты на снятые, он раздает их. Любой из участников игры может попросить потасовать карты еще - до того, как произошел съем. Перед съемом любой из игроков может попросить дать ему карты для тасования. Перетасовав, он возвращает их сдающему.
3.2.4. Если во время тасовки перевернется или упадет одна или несколько карт, карты следует тасовать еще раз до съема.
3.2.5. Съем колоды обязателен.
3.2.6. Съем следует делать на столе (не в руке сдающего), одной рукой, таким образом, чтобы в снятой или оставленной части колоды оказалось не менее четырех карт. Если съем произошел с нарушением правил, то любой из игроков может попросить повторить тасование и съем.
3.2.7. Если, при наличии более трех игроков, снять должен игрок, который в этот момент отлучился, то снять за него может его правый сосед, если отлучившийся не оговорил за собой снятие карт после своего возвращения (10).
3.2.8. Сдают карты по две за раз, по часовой стрелке, начиная с левого партнера. Каждому из трех игроков сдают по 10 карт в пять кругов. Две карты кладутся отдельно в прикуп. Прикуп желательно класть после первого круга сдачи, но в любом случае не первой и не последней парой карт (11).
 3.2.9. Если порядок сдачи нарушен, любой игрок может потребовать пересдачи.
3.2.10. Когда играют четверо, сдающий себе карт не сдает - он "сидит на прикупе"; при пятерых и более игроках играют оба левых соседа сдающего и его правый сосед.
3.2.11. Тасовать и сдавать карты следует таким образом, чтобы никто не видел лицевую сторону карт.
3.2.12. Если при сдаче откроется хотя бы одна карта по прямой или косвенной вине сдающего, карты пересдаются.
3.2.13. Если при сдаче произошла ошибка, то есть если карты оказались розданы неправильно по числу, или не в том порядке, или не в том количестве за раз, то они пересдаются заново, при условии, что ошибка была замечена до начала торговли.
3.2.14. Если карты сданы не в очередь, то в случае, если ошибка обнаружена до окончания сдачи, нужно пересдать. Если же сдача окончена и хотя бы один из участников игры поднял карты, сдача считается законною, и игра продолжается своим чередом. Следующая сдача в этом случае принадлежит игроку, сидящему слева от сдавшего, - как если бы сбоя очередности не было.
3.2.15. Карты следует пересдать в следующих случаях:
- если хотя бы одна карта при сдаче (при съеме) окажется перевернутой лицевой стороной кверху (12);
- если окажется недостаток карт в колоде;
- если не был сделан съем (или был сделан неправильный съем), при условии, что это нарушение было замечено вовремя до окончания сдачи, пока никто своих карт не смотрел;
- если карты сданы не в очередь и это упущение вовремя замечено: до окончания сдачи, пока никто своих карт не смотрел;
- если нарушен порядок сдачи: не по часовой стрелке, или не в нужном количестве за раз (не по 2), или прикуп не был положен 4-1 парой карт (13) или другим традиционным способом;
- если сдано не одинаковое количество карт (14).
3.2.16. В отношении количества карт на руках в преферансе, как и во многих других карточных играх действует единое правило: игрок сам отвечает за правильное количество карт у него на руках (15). Мера ответственности предусмотрена п.3.9.18. Если неправильное количество карт у себя на руках обнаружено игроком до начала игры (торговли или розыгрыша), то он должен сразу заявить об этом. Если в неправильной сдаче не может быть усмотрено корыстного умысла, то карты нужно пересдать. Если умысел теоретически возможен, то игроку предоставляется право самому выбрать: нужно ли карты пересдать или, по своему усмотрению, отдать одну карту в ту руку, где карт недостает (естественно, если в этом случае не ущемляются интересы третьего игрока, который не сдавал карты и не может быть ответственным за чужую ошибку). Если налицо противоречие интересов, то есть возможный ущерб (равно как и упущенную выгоду) должен компенсировать сдатчик (16). Если же игрок начал игру (торговлю или розыгрыш) с неправильным количеством карт на руках, он наказывается штрафом в размере максимального возможного для него выигрыша в данной игре.
3.2.17. Если сдатчик нарушит правило сдачи: начнет тасовать после съема, нарушит порядок сдачи и т.п., то мера взыскания за первую ошибку - замечание, а за вторую - условленный ремиз (например, 5 в гору) и в переход сдачи.
3.2.18. Все претензии по поводу ошибок или нарушений при тасовке карт, снятии колоды либо способа сдачи карт принимаются до окончания сдачи, а претензии по поводу очередности сдачи - до открытия своих карт хотя бы одним из игроков.
3.2.19. Если кто-либо из игроков во время или после правильно произведенной сдачи увидит прикуп, он не имеет права принимать участия в торговле. Если в этой сдаче играется распасовка, нарушитель забирает первые две взятки (начинающиеся ходом с карты известного ему прикупа). Если, по правилам игры, прикуп на распасовке не открывается (например, играют в ростовскую разновидность (17)), в наказание за увиденный прикуп игрок должен забрать себе все 10 взяток. Его партнеры в этом случае пишут висты пополам и в пулю по единичке, как если бы они не взяли взяток на распасовке (18).
3.2.20. Тот, кто во время или после правильно проведенной сдачи взял себе прикуп, также не имеет права участвовать в торговле. В таком случае виновный должен перемешать свои 12 карт и дать сдающему вытянуть две из них, чтобы отложить их в прикуп.
3.2.21. Смотреть прикуп до его покупки не может никто, даже сдающий, не участвующий в игре. Наказанием за любопытство служит запись 5-ти очков в гору.
3.2.22. Каждый игрок обязан брать и держать свои карты таким образом, чтобы в них не мог заглянуть никто из других игроков (то есть "ближе к орденам"). Считается некорректным позволять другим игрокам смотреть в свои карты. Точно так же заглядывание в чужие карты и подсматривание достойны осуждения со стороны других игроков. Правда, наказания за такое поведение не предусмотрено.
3.2.23. После окончания сдачи каждый участник обязан проверить правильность количества сданных ему карт и объявить о замеченной ошибке до своего вступления в торговлю. Любая заявка (в том числе и "пас") считается вступлением в торговлю, после которого за неправильное количество карт на руках отвечает не сдатчик, а имеющий неправильное количество карт. 


3.3. Торговля (аукцион, лицитация, переговоры)
 

3.3.1. После того, как все карты розданы, происходит торговля: игроки конкурируют за право взять прикуп и назначить контракт. Берет прикуп и назначает контракт тот, кто сделает в конкурентной торговле наивысшее назначение (19).
3.3.2. Первое слово в торговле принадлежит игроку, сидящему слева от сдатчика и называемому "первая рука". Дальше право сделать заявку переходит по часовой стрелке. Следующий игрок называется "вторая рука", третий - "третья рука". Для удобства принято называть игроков сторонами света - Север (North), Юг (South), Запад (West), Восток (East).
3.3.3. В каждую очередь позволительно делать только одну заявку - назначение или пас.
3.3.4. Контракт назначается из расчета количества взяток, которые игрок сможет взять, если возьмет прикуп и назначит по своему усмотрению козырь или игру без козыря.
3.3.5. Начинать торговлю можно с назначения не менее, чем шести взяток. Заявляя о своей претензии на взятие прикупа и заказа контракта, игрок может сказать "шесть пик", или "пика", или просто "раз" (20).
3.3.6. Следующий игрок может принять участие в торговле за прикуп и сказать "шесть треф", или "трефа" или просто "два".
3.3.7. Торговлю в преферансе можно представить себе в виде лестницы, первая ступенька которой - 6♠, вторая - 6♣, третья - 6
, четвертая - 6, пятая - 6 без козыря, шестая - 7♠, и т.д. до 10-ти без козыря. Игрок, сделавший одно из назначений в процессе торговли и взявший после этого прикуп (если оба его партнера спасовали), может назначить тот контракт, до которого он доторговался, или любой другой, который находится на воображаемой лестнице выше той ступеньки, на которой он остановился. Исключение составляет контракт мизер, который можно заказать только сразу. Правило называется "кабальный мизер" (см.3.3.9).
3.3.8. Назначения в процессе торговли нужно делать последовательно, не прыгая (пользуясь тем же сравнением) через ступеньки. Это правило существует для того, чтобы третий игрок, которому предстоит принять участие в розыгрыше, знал, до какой масти торговался каждый из партнеров. Той же цели служит правило, по которому игрок, находящийся на первой руке, может не увеличивать назначение, а сказать "здесь" или "мои". Например, у первого игрока сильная масть бубны. Он открывает торговлю заявкой "пики". Следующий игрок пасует, а третий говорит "трефы". Первому игроку лучше сказать "трефы здесь", а не говорить "бубны": это даст ему возможность (если противник скажет "бубны") сказать "бубны здесь". Если он спасует после того, как противник скажет "червы", партнер будет знать, у кого сильная бубновая масть. В противном случае (если он вместо "трефы здесь" скажет "бубны", а противник назовет червы, возьмет прикуп и закажет, например, 7♠), будет непонятно, какая масть у первой руки - бубны или червы (21). Недостаточная заявка исправляется на достаточную (22).
3.3.9. "Мизер кабальный". Игра "мизер" не может быть заказана игроком, который участвовал в торговле любой заявкой. Желающий играть мизер должен объявить об этом своей первой заявкой. Если игрок успел сделать любую другую заявку, он теряет право заказать мизер.
3.3.10. Игрок, не желающий начинать или продолжать торговлю, говорит "пас" и лишается права на заказ какого бы то ни было контракта, то есть на участие в дальнейшей торговле.
3.3.11. Ни одна заявка, сделанная в процессе торговли, не может быть взята назад, Игрок, сделавший значимую заявку, после которой партнеры спасовали, обязан взять прикуп и заказать контракт не ниже заявленного в торговле.
3.3.12. Если все игроки сказали "пас", то играется распасовка, игра, в которой все стараются взять как можно меньше взяток.
3.3.13. Игрок, сделавший в процессе торговли самое высокое назначение, становится "играющим" или "разыгрывающим". Он берет прикуп и заказывает контракт.
3.3.14. Игрок, победивший в торговле и ставший разыгрывающим, имеет право взять и открыть прикуп самостоятельно. Никто, в том числе и сдающий, не должны открывать прикуп разыгрывающему иначе, как по его просьбе.
3.3.15. Если "первая рука" и "вторая рука" сказали пас, то есть отказались от торговли, "третья рука" имеет право взять прикуп себе без каких-либо заявлений. Тем самым он обязуется объявить какой-либо контракт, отличный от мизера (23).
3.3.16. Если один из игроков вольно или невольно увидел или взял прикуп до окончания торговли, он больше не имеет права участвовать в ней (см. 3.2.19). Если при этом был нанесен ущерб остальным игрокам, то поступают таким образом, чтобы компенсировать ущерб всем пострадавшим участникам игры за счет нарушителя.
3.3.16.1. Если прикуп был увиден только одним нарушителем, то торговля продолжается своим чередом без участия нарушителя (24).
3.3.16.2. Если прикуп был открыт на всеобщее обозрение, когда один из игроков еще не закончил торговли, то прикуп отдается этому последнему, а последней заявкой торговли считается заявка этого игрока.
Пример. 6♠ - пас - 6♣. В этот момент первая рука, думая, что все спасовали, открывает прикуп. Зафиксировав факт нарушения, третья рука берет прикуп себе и может назначить любой контракт не ниже 6♣.
3.3.16.3. Если прикуп был открыт на всеобщее обозрение, когда два игрока еще не закончили торговли (а открытый прикуп, разумеется, делает дальнейшее продолжение нормальной торговли невозможным), то все открывают свои карты и смотрят, какой контракт мог быть сыгран каждым неспасовавшим участником торговли при данном прикупе и раскладе. Результат возможного контракта записываются вистами на нарушителя.
Пример. торговля 6♠ - 6♣ - 6
. В этот момент первая рука открывает прикуп. Зафиксировав факт нарушения, все открывают свои карты и видят, что, если бы прикуп достался второй руке, был бы сыгран контракт 9, а если бы прикуп достался третьей руке, контракт 6, пошел бы без одной. Вторая рука пишет на нарушителя 52 виста (стоимость десятерной), а сдающий пишет на нарушителя 7 вистов (свою упущенную выгоду от возможного подсада третьей руки на шестерной) (25). Нарушитель не пишет ничего. Если бы двое могли сыграть положительный контракт, то висты на нарушителя писали бы оба.
3.3.17. Если кто-либо из игроков случайно взял себе карты прикупа до окончания торговли, а другой желает объявить игру, первый должен перемешать свои 12 карт, а сдававший должен взакрытую вытянуть из них две и отложить в прикуп (26).
3.3.18. Если игрок сделал заявку вне очереди, то он должен дождаться своей очереди. Наказания за внеочередную заявку не предусмотрено, если нарушитель стал разыгрывающим. Если же нарушитель стал противником разыгрывающего, то разыгрывающий может наложить запрет (или, наоборот, отдать приказ) ходить в объявленную масть (27) при первом попадании хода к партнеру нарушителя.
3.3.19. Заявки втемную (то есть не смотрев своих карт) допускаются только по предварительной договоренности между участниками игры (28). Возможны следующие заявки втемную:
а) Пас втемную. В случае, если после такой заявки произойдет распасовка, цена взятки будет двойная. Игрок, заказавший "пас втемную", если распасовка состоялась, получает бомбу (29), называемую также: птичка, елочка, рефет. Перебить "пас втемную" можно только семерной игрой. Повторный "пас втемную" снова удваивает все показатели: распасовка после него идет по учетверенной цене, заработанная бомба дает коэффициент 4 (30), перебить повторный "пас втемную" можно только восьмерной игрой. В дальнейшем увеличение показателей происходит в геометрической прогрессии, предел которой может быть установлен по предварительной договоренности. Сдатчик (при игре вчетвером) в случае распасовки также получает бомбу. Не получает бомбу только игрок, сказавший "пас" в светлую. При этом цена взятки на распасовке для него точно такая же, как и для темнивших игроков.
б) Раз втемную (или любая другая значащая заявка, если торговля уже была открыта одним из игроков). Такая заявка может быть перебита обычной заявкой "два" или следующей торговле. Темнящий может продолжать торговлю втемную или посмотреть карты и продолжать торговлю на общих основаниях. Игрок, победивший в торговле втемную, берет прикуп, никому не показывая. Если он заказывает шестерную игру, противники обязаны вистовать втемную, на других играх вист обычный. Цена выигрыша и проигрыша независимо от величины заказанной игры удваивается (31). До взятия прикупа игрок, получивший право на игру после торговли втемную, может изменить заказ и объявить мизер. В этом случае прикуп берется в открытую и удваивающий коэффициент пропадает. Если игрок начал торговлю втемную, а затем (в условиях конкурентной торговли) посмотрел свои карты, он может продолжить торговлю в светлую, но сыгранная им в этом случае игра будет считаться без повышающего коэффициента.
в) Мизер втемную. Перебить эту заявку можно только девятерной втемную или десятерной в светлую. Прикуп берет втемную и ловится "темный мизер" тоже втемную, то есть вистующие не открывают своих карт.


3.4. Заказ контракта
 

3.4.1. Игрок, который в процессе переговоров сделал наивысшее назначение (поднялся на самую высокую ступеньку лестницы), получает право заказать контракт, и называется разыгрывающим. Он открывает прикуп на всеобщее обозрение, берет его себе, а две карты сносит по своему усмотрению, никому не показывая. После сноса рызыгрывающий назначает контракт.
3.4.2. Разыгрывающий обязан заказать игру в любом случае, даже если не видит возможности выполнить назначение.
3.4.3. Разыгрывающий обязан заказать контракт не ниже того, до которого он дошел в процессе торговли.
3.4.4. Если игрок делает заказ, противоречащий основным правилам (контракт ниже назначения, сделанного в торговле; мизер после участия в торговле другими заявками), партнеры должны указать ему на недопустимость его действий и предложить сделать заказ в соответствии с правилами. Если игрок не хочет изменить заказ, то ему засчитывается ремиз "без всех" в той игре, до которой он дошел в процессе торговли.
3.4.5. Возврат прикупа и изменение заявок в торговле не допускаются.
3.4.6. Если игрок заказал контракт, имея на руках больше или меньше десяти карт, то он наказывается штрафом (ремизом) без двух на объявленной игре. Если при этом партнеры могут доказать, что и при правильно количестве карт на руках ремиз был неизбежен (при оптимальной игре всех участников в светлую), то штрафные две взятки плюсуются к тем, которых недосчитался бы разыгрывающий.
Пример: разыгрывающий заказал шестерную и не сделал сноса (или снес 3 карты). Когда ошибка выяснилась, вистующие сумели доказать, что при правильном (то есть лучшем для него) сносе разыгрывающий сидел бы без пяти. Записывают как за подсад без семи.
3.4.7. Заказ контракта, сделанный в соответствии с правилами, не может быть изменен, если хотя бы один из партнеров завистовал. Это относится и к ситуации, когда у разыгрывающего в назначенной козырем масти меньше трех карт (32).
3.4.8. Если разыгрывающий ошибся при заказе контракта, он может изменить назначение контракта, но только если он делает или пытается сделать это без паузы.
Пример: игрок заказал 6
и тут же поправился: разумеется, червей. Он имеет право заказать 6. Если же имела место пауза, но контракт не был завистован, то разыгрывающий может заказать контракт уровнем выше, то есть 7. Если же контракт 6 был завистован, то играется 6. Если было очевидно намерение исправить ошибку, то есть торговля происходила так: 6 - Ой!-ой!-ой! - 6, то ошибка может быть исправлена. Разыгрывающему позволено заказать 6.
3.4.9. После заказа контракта изменения сноса не допускаются. После первого хода не разрешается также смотреть собственный снос (33). Если разыгрывающий заглянет в снос после начала розыгрыша, то он наказывается штрафом на одну взятку. Если было набрано ровно объявленное количество взяток, то считается ремиз без одной. Если была взята лишняя взятка, то она не считается (взаимно уничтожается со штрафной) (34). Если были взяты несколько лишних взяток, то одна отнимается. Если имел место ремиз, то штрафная взятка плюсуется к недобранным.
Пример: разыгрывающий заказал шестерную и в процессе розыгрыша заглянул в снос. Вистующие посадили разыгрывающего без одной. Записывается ремиз без двух.
3.4.10. Отказ от прикупа, по договоренности между игроками, может сулить наказание сдающему в виде условленного количества очков в гору. Однако для серьезной игры (особенно в квалификационном турнире) это правило применять не желательно: никто не должен страдать из-за неумения класть в прикуп тузы (35).
3.4.11. За взятку, данную разыгрывающему в прикупе, сдающий, по договоренности между игроками, пишет на разыгрывающего консоляцию (премию, компенсацию) как за взятку на заказанной игре. За туза - как за одну взятку, за туза и короля одной масти - как за две взятки; за двух тузов - как за 3 взятки; за марьяж - как за одну взятку. Однако в серьезной игре (особенно в квалификационном турнире) это правило, как и правило 3.4.10, применять не желательно: умение класть в прикуп тузы не должно вознаграждаться.
3.4.12. Совет постороннего переменить масть козыря, повысить или понизить заказ игры лишает права как на то, так и на другое. См. также правило 3.9.20 и комментарий к нему.
3.4.13. Понятия "недозаказ" (или как его еще называют - "перезаклад") не существует (36).
3.4.14. Контракта "преферанс" не существует (37).


3.5. Игра на взятки
 

3.5.1. Игрок, участвовавший в торговле любой значащей заявкой, кроме мизера, и взявший прикуп, заказывает контракт, в котором он обязуется взять определенное количество взяток при заказанном им козыре или без козырей. Все контракты, в которых разыгрывающий стремится взять взятки (в отличие от контракта "мизер" и распасовки), условимся называть играми на взятки.
3.5.2. При игре с козырем одна из четырех мастей всегда становится козырной. Любая карта козырной масти старше любой карты другой масти. Между картами козырной масти сохраняются те же иерархические отношения, которые существуют для всех мастей (правило 1.3.3). Остальные масти в козырной игре равноценны.
3.5.3. Все игры на взятки разыгрываются в случае, если завистованы. Не составляет исключения и десятерная игра (38). О правилах вистования сказано в 3.8.
3.5.4. Игрок, взявший прикуп, не может "сдаться без боя", иначе, как признав, что остался "без всех", и должен играть завистованную игру до конца. Правило "без трех без вистов"(39) не действует.


3.6. Мизер
 

3.6.1. Контракт, в котором заказавший его обязуется не взять ни одной взятки, называется мизером.
3.6.2. В отличие от существовавших в архаичных разновидностях большого и малого мизера, а также большого и малого уверта (мизера на открытых картах) все современные разновидности преферанса знают только один вид мизера.
3.6.3. Мизер кабальный. Правило 3.3.9 разъясняет возможность заказать мизер только в том случае, если игрок не делал других заявок в процессе торговли.
3.6.4. Если один из игроков заказал мизер, перебить это назначение может только десятерная игра (40).
3.6.5. В "классике", признающей игры втемную, есть правило: мизер, заказанный втемную, ловится втемную. Прикуп при "темном" мизере берется также взакрытую (не показывается).
3.6.6. В современных разновидностях преферанса мизер играется следующим образом: объявивший мизер игрок (если никто не перебил его назначения девятерной игрой) открывает обе карты прикупа на всеобщее обозрение. Потом прикуп берется в руку, откуда сносятся две любые карты. Снос никому не показывается. Если ход принадлежит разыгрывающему, он должен сделать его до того, как противники "лягут" - откроют карты. Если первый ход принадлежит вистующим, они открывают карты до первого хода.
3.6.7. Козырей на мизере не существует. Старшинство карт сохраняется, равно как и все основные правила преферанса: на ход в масть обязательно давать в масть, ход принадлежит игроку, взявшему последнюю взятку и т.д.
3.6.8. Вистующие на мизере могут записать расклад. Это является исключением только для игры мизер, так как во всех остальных играх пользоваться средствами записи, калькуляторами, компьютерами, а также мнемотехническими предметами не разрешается.
3.6.9. Игрок может пригласить сдающего (сидящего на прикупе и не участвующего в игре) играть с ним мизер пополам (41), при условии, что последний не видел карт других игроков. В этом случае он передает прикупщику свои карты и говорит: "Приглашаю". Прикупщик, посмотрев карты, должен лаконично согласиться разделить риск или отказаться. В случае согласия, компаньоны объявляют мизер, выигрыш и проигрыш пишется пополам (42). Споров между компаньонами при возникновении проблемных ситуаций не допускается. Формально разыгрывающим считается игрок, которому были сданы карты. Отказ от прикупа (правило 3.4.10) не допускается (43).


3.7. Распасовка
 

3.7.1. Если все три игрока не вступили в торговлю (заявили "пас") то играется распасовка, игра, в которой все игроки стараются взять как можно меньше взяток (см. 3.3.12).
3.7.2. В различных разновидностях преферанса результаты распасовки записываются по-разному: в гору или в вистовую запись. Игроки должны условиться перед началом игры о том, в какую разновидность они играют и как будет происходить распасовка.
3.7.2.1. В "сочинке", "ленинградке" и "классике" за каждую взятку, взятую на распасовке, игрок пишет определенное количество очков в гору (44). Игрок, не взявший ни одной взятки, пишет в пульку стоимость одной взятки.
3.7.2.2. В "ростовской" (или, как ее еще называют, "московской") разновидности преферанса игрок, взявший на распасовке взяток меньше всех остальных участников игры, пишет условленное количество вистов на своих партнеров за каждую взятую ими взятку. В наиболее распространенном варианте это 5 вистов за взятку. Игрок, не взявший ни одной взятки, пишет в пульку одно очко. Если минимальное количество взяток набрали два игрока, они пишут висты на третьего пополам.
Пример: один игрок взял шесть взяток, а два других - по две. Они оба пишут на первого по 15 вистов (всего тот проиграл 30).
3.7.3. Амнистия. Если запись за распасовку идет в гору, то после окончания розыгрыша производится амнистия, то есть сокращение записи на одинаковое для всех количество взяток. Амнистия производится для упрощения счета и сокращения числа записей *45).
Пример: один игрок взял четыре взятки, а два других - по три. Амнистия производится на три взятки. Первый игрок пишет в гору за одну взятку, а двое других не пишут ничего.
При игре вчетвером амнистия производится с учетом количества взяток, полученных сдатчиком из прикупа. Если сдатчик не взял ни одной взятки, количество взяток, на которое может быть сокращена запись, равно нулю.
3.7.4. Прогрессирующая распасовка. Если распасовке случается несколько раз подряд, то, по предварительной договоренности между игроками, цена за одну взятку может увеличиваться от распасовки к распасовке. Это увеличение стоимости взятки на распасовке может происходить в арифметической или в геометрической прогрессии.
3.7.4.1. Арифметическая прогрессия предполагает увеличение стоимости на определенную величину, например, на одно очко. При такой прогрессии за взятку на первой распасовке пишут в гору по единичке, на второй - по двоечке, на третьей - по три очка.
3.7.4.2. Геометрическая прогрессия предполагает увеличение стоимости взятки от распасовки к распасовке в определенное количество раз. При такой прогрессии за взятку на первой распасовке пишут в гору по единичке, на второй - по двоечке, на третьей - по четыре очка.
3.7.4.3. Предметом особой предварительной договоренности между игроками должен быть предел прогрессии. Рекомендуется устанавливать предел в три шага: например, договариваются так: прогрессия арифметическая, за взятку на распасовке 1-2-3, дальнейшего увеличения не происходит, все последующие распасовки играются по 3 очка за взятку. Разумеется, игроки, могут установить другой предел или оговорить неограниченную прогрессию.
3.7.5. Козырей на распасовке не существует. Давать в масть обязательно. При отсутствии масти можно нести любую карту.
3.7.6. Прикуп на распасовке.
3.7.6.1. При игре вчетвером распасовка начинается с того, что сдающий открывает первую карту прикупа. Это его первый ход. Все игроки обязаны давать в масть. Самая старшая карта масти забирает взятку. Следующий ход также делается из прикупа. Третий ход делает игрок, сидящий слева от сдатчика, независимо от того, кто взял последнюю взятку. В дальнейшем ход принадлежит том, кто взял последнюю взятку.
3.7.6.2. Предыдущее правило справедливо для всех разновидностей, в которых распасовка играется на гору. В ростовской разновидности (распасовка на висты) прикуп в игре не участвует, и две карты остаются неизвестными до конца розыгрыша. Сдающий пишет себе единичку в пульку за ноль взяток.
3.7.6.3. При игре втроем так же последовательно открываются карты из прикупа, но с той лишь разницей, что достоинство карты прикупа не имеет значения, она только указывает масть хода; взятку возьмет тот из игроков, чья карта окажется старшей из трех, положенных игроками.
Пример: из прикупа открыт туз пик (46). Игроки дали во взятку девятку, семерку и восьмерку. Взятку берет тот, кому принадлежит девятка. Все остальные правила те же, что в п.3.7.6.1.
3.7.6.4. При игре в гусарика (вдвоем) прикуп на распасовке не открывается во всех разновидностях преферанса (47).
3.7.7. Скользящая распасовка. После распасовки сдача переходит к следующему игроку по кругу (по часовой стрелке). Это правило называется "распасовка скользящая". В противоположность скользящей распасовке существует правило в "классике", по которому после распасовки сдачу повторяет предыдущий сдатчик. Это правило объясняется тем обстоятельством, что в "классике" можно заработать "бомбу" и т.д. Выйти из распасовки после паса втемную можно семерной игрой, а из двойной распасовки - восьмерной и т.д. (48). В современной же "гладкой" пульке (особенно при проведении квалификационного турнира) необходимо, чтобы распасовка была скользящей.
3.7.8. Выход из распасовки (как одинарной, так и любой другой) осуществляется шестерной игрой. Правило, по которому после распасовки можно заказывать игру не ниже семерной, существовало в архаичных разновидностях преферанса и сегодня встречается лишь в "классике". Это правило привносит в игру преферанс элемент азарта и увеличивает значение случая. Поэтому его не следует применять в квалификационных турнирах.
3.7.9. В "классике" перед началом игры обычно играют условленное число кругов распасовки, для того, чтобы все игроки заработали соответствующее числу распасовок количество бомб (49). Распасовки, предваряющие игру, являются принудительными. Считается, что все игроки сказали "пас втемную".
3.7.10. В процессе игры в "классике" можно заработать бомбу заявкой "пас втемную", если за этой заявкой хотя бы одного игрока последует распасовка. Подробнее в п. 3.3.19.


3.8. Вист
 

3.8.1. После того, как заказан контракт, следующий за разыгрывающим игрок должен сказать, обязуется ли он взять обязательное для данной игры количество взяток (см. 3.8.2.) (50), как правило, равное разности от вычитания величины заказанной игры из числа 10(51). Если обязуется, он говорит "вист", а если не обязуется, говорит "пас". Игрок, сделавший заявку "вист", называется "вистующим".
3.8.1.1. За каждую взятку вистующий пишет условленное количество очков (52) в графу "висты".
3.8.1.2. При ремизе разыгрывающего вистующий пишет дополнительно консоляцию (53) за каждую недобранную разыгрывающим взятку. Консоляцию обычно пишут все игроки, включая сдающего.
3.8.1.3. При ремизе вистующего (54) он пишет висты за фактически набранные взятки, а за недобранные - в гору. Размер записи в гору определен в правилах 3.8.11 и 3.8.12.
3.8.2. Обязательное для вистующих количество взяток:
 

Контракт Вистующие должны взять
6 4
7 2
8 1
9 1
10 1
Мизер Нет обязательств


3.8.3. Третий игрок может тоже вистовать или пасовать, независимо от того, вистует или пасует предыдущий.
3.8.4. Если завистовали оба противника разыгрывающего, то они вместе должны взять обязательное для данной игры количество взяток. Розыгрыш контракта в этом случае происходит втемную.
3.8.5. Если завистовал только один, он решает, будет ли розыгрыш контракта происходить втемную или в светлую: в последнем случае он предлагает пасовавшему партнеру положить карты на стол и распоряжается ходами с обеих рук единолично. Так же один он и несет ответственность (55) за взятие обязательного количества взяток. В случае, если, по решению вистующего, игра будет происходить в светлую, вистующие должны положить карты на стол до первого хода, независимо от того, кому принадлежит право первого хода - разыгрывающему или одному из вистующих (56). Исключение сделано для игры мизер, в которой вистующим дается преимущество: при своем ходе они ложатся сразу, а при ходе мизерящего тот должен сделать первый ход втемную (правило 3.6.6).
3.8.5.1. Если план розыгрыша, предлагаемый вистующим, не поддерживается пасующим (или сдатчиком), то ситуация может быть разрешена одним из описанных ниже способов, в зависимости от того встретилась ли спорная ситуация в коммерческой пульке или в квалификационном турнире:
а) Коммерческая пулька. Игрок, настаивающий на своем плане розыгрыша (и уверенный в его правильности) предлагает несогласным либо принять его план, либо предложить ему записать определенный результат в вистах независимо от результата розыгрыша при условии его неучастия. Со своей стороны он должен предложить аналогичные условия, если розыгрыш будет доверен ему.
Пример: Играется мизер. Мнения вистующих разошлись. Игрок А предлагает игроку Б и сдатчику, что он будет ловить по своему плану и при любом исходе гарантирует результат "без одной". Игрок Б и сдатчик соглашаются. Игрок А "выпускает" мизер. Разыгрывающий пишет 10 в пулю. Игрок Б и сдатчик, которые проиграли на этом по 25 вистов и недополучили по 25 вистов выигрыша в случае ремиза разыгрывающего (который был бы неминуем при их плане розыгрыша), пишут на игрока А по 50 вистов компенсации.
б) Квалификационный турнир. До начала розыгрыша к столу приглашается судья, до сведения которого доводятся разногласия между игроками. Судья должен дать возможность вистующему привести в исполнение собственный план, а несогласному пасующему (или сдающему) присудить компенсирующий результат (который был бы получен, если бы розыгрыш шел по другому плану) (57). Разыгрывающему в этом случае присуждается (по жребию) один из результатов, полученных при том или ином плане розыгрыша.
3.8.6. Если завистовали оба, то каждый отвечает за взятие половины от обязательного количества взяток. Если вистующие в сумме набрали меньше обязательного количества взяток, то материальную ответственность несет (пишет в гору) каждый, кто набрал меньше половины обязательного количества взяток.
Примеры: Заказано 6
. Завистовали оба. Первый взял две взятки, а второй - одну. Второй пишет в гору за недобор взяток на висте (без одной). Другой случай. Заказано 6. Вистуют двое. Разыгрывающий взял 9 взяток. Тот, кто взял 1 взятку, пишет на гору за подсад без одной; тот, кто не взял ни одной взятки, пишет в гору за подсад без двух.
На контрактах 8, 9 и 10 взяток за недобор взятки отвечает второй из последовательно завистовавших.
Пример: Заказано 8
. Завистовали оба. Разыгрывающий взял 10 взяток. В гору за подсад без одной пишет тот, кто завистовал вторым (58).
3.8.7. Если сидящий следующим за разыгрывающим сказал "пас", то второй может "уйти за полвиста", то есть признать игру сыгранной и без розыгрыша записать за половину от обязательного количества взяток. Это правило действует только для шестерной и семерной игр, так как на восьмерной обязательное количество взяток равно одной.
3.8.8. После того, как второй сказал "полвиста", спасовавший партнер имеет право вернуть вист, завистовать. При игре вчетвером право вернуть вист принадлежит также и сдатчику, который может посмотреть в карты одного из противников разыгрывающего. Право это принадлежит сдатчику в последнюю очередь, то есть один говорит "пас", второй говорит "полвиста", первый снова говорит "пас" и только тогда спрашивают у сдатчика, не пожелает ли он вистовать.
3.8.8.1. Право вернуть вист у спасовавшего на первой руке существует только на шестерной и семерной играх, где существует возможность ухода за полвиста. На восьмерной и более старших играх после двух пасов право завистовать сохраняется только у сдатчика.
3.8.8.2. После возврата виста любым из партнеров (спасовавшим ранее или сдатчиком) уходивший за полвиста теряет право вистовать. Его единственная заявка после возврата виста - пас.
3.8.9. Обязательных для вистования игр не существует (59).
3.8.10. При открытом висте вистующие должны открыть все свои десять карт до розыгрыша таким образом, чтобы карты были хорошо видны, сгруппированы по мастям и по порядку. Если это не так, любой игрок имеет право переложить карты как следует.
3.8.11. Ответственный вист. Если недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в полном объеме, то есть в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку, то такой вист называется ответственным. Ответственный вист характерен для сочинки. В классике вист, по договоренности, становится ответственным после того, как закрыта пуля.
3.8.12. Полуответственный вист. Если недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в половинном объеме, то есть в размере половины стоимости игры за каждую недобранную взятку, то такой вист называется полуответственным. Полуответственный вист характерен для ленинградки и ростова; а также для классики (до момента, когда пуля закрыта).
3.8.13. Вист жлобский. Существует совокупность договорных условий о правилах виста, характеризуемых как жесткие, называемая жлобским вистом. При жлобском висте; в случае ремиза разыгрывающего висты пишутся только вистующим, если один из игроков сказал пас, а пасующий пишет только за безвзятие; при двух вистующих каждый пишет за себя - висты, и ремизы. Характерен для сочинки. Является предметом предварительной договоренности между игроками.
3.8.14. Вист джентльменский. Существует совокупность договорных правил виста, характеризуемых как мягкие, называемая джентльменским вистом. При джентльменском висте: в случае ремиза разыгрывающего висты пишутся пополам, если один сказал вист, а другой - пас; можно на первой руке сказать вист, а если на второй партнер спасовал, уйти за полвиста (в свою очередь, пасовавший имеет право вернуть вист); уходивший за полвиста вистов при ремизе разыгрывающего не пишет; при двух вистующих каждый пишет за себя - и висты, и ремизы. Общая характеристика игры при джентльменском висте - поощряется игра в светлую, полезно говорить пас на первой руке. Характерен для ленинградки. Является предметом предварительной договоренности между игроками.
3.8.15. Пригласительный вист. Устаревшее правило гласит, что вистующий мог "пригласить" спасовавшего партнера поддержать игру против разыгрывающего (втемную или в светлую) а мог "идти один". Карты спасовавшего в этом случае в игре не участвовали, а вистующему было достаточно взять половину от обязательного количества взяток. В настоящее время правило трансформировалось в правило "полвиста" (правило 3.8.7).
3.8.16. "Азбучные" правила вистования (60) носят рекомендательный характер, их нарушение не наказывается.


3.9. Розыгрыш
 

3.9.1. Первый ход принадлежит игроку, сидящему слева от сдатчика, в дальнейшем - игроку, взявшему последнюю взятку.
3.9.2. Ходят всегда одной картой.
3.9.3. На ход в масть игрок обязан класть масть. Если масти нет, нужно бить козырем. Если нет ни масти, ни козыря, можно сносить любую карту.
3.9.4. Карта, побившая другие карты, или не побитая другими картами, берет взятку. Игрок, которому принадлежала эта карта, берет взятку себе. Другими словами, взятка принадлежит тому игроку, который при правильном розыгрыше:
- положил карту высшего достоинства в разыгрываемой масти;
- положил карту масти, на которую другие игроки не ответили ни той же мастью, ни козырем;
- побил разыгрываемую масть козырем;
- перебил козыря, положенного в ответ на разыгрываемую масть, более высоким козырем;
- при заходе в козыря положил наивысшего козыря;
- зашел в козыря и получил в ответ карты обычных мастей.
3.9.5. Каждая взятка состоит из трех карт, по одной от каждого игрока. Взятка считается завершенной, когда на стол выложена ее третья карта.
3.9.6. Каждый игрок должен забирать свои взятки сам (то есть закрывать, переворачивать).
3.9.7. Взятки следует забирать таким образом, чтобы каждый из игроков мог отчетливо видеть все ее карты, включая последнюю.
3.9.8. Любой игрок может потребовать показать ему последнюю закрытую взятку. После того, как сыграна и закрыта очередная взятка, предыдущая перестает быть последней, и смотреть ее не имеет права никто, даже ее владелец.
3.9.9. Все взятки складываются аккуратно и по порядку так, чтобы их можно было проверить вплоть до окончания партии.
3.9.10. Если кто-либо берет несколько взяток подряд, не забирая их, то любой из игроков может потребовать перевернуть предыдущие взятки.
3.9.11. Наказание за несвоевременное и противоречащее правилам открытие взяток.
3.9.11.1. Если игрок просит партнера показать ему взятку, и просьба эта противоречит правилу 3.9.8, то есть относится не к последней взятке, партнер должен указать ему на существование правила 3.9.8. Однако, он имеет право выполнить просьбу, если никто из остальных участников игры не возражает.
3.9.11.2. Если игрок самовольно открывает и смотрит чужую взятку, либо свою, но не последнюю взятку, то он лишается одной своей взятки, независимо от того, является он разыгрывающим или вистующим. На распасовке он пишет за одну лишнюю (как бы одиннадцатую) взятку. На мизере, соответственно, одна взятка также добавляется.
3.9.12. Понесенное одним из игроков наказание, предусмотренное п.3.9.11.2, не должно нанести ущерба другим игрокам. Так, например, если правило нарушил вистующий, его штрафная взятка не становится собственностью разыгрывающего (см. также комментарий к 3.4.9).
3.9.13. Как игрокам, так и болельщикам запрещается считать вслух количество козырей или взяток во время игры.
3.9.14. Открытая карта. Если карта снесена не в очередь, то она признается "настольной" или "открытой" или "штрафной" и должна лежать на столе "до востребования"(61). Нарушитель обязан сыграть открытой картой при первой возможности, если только противник не запрещает этого (при ходе нарушителя противник не может запретить ходить открытой картой). Естественно, ходы должны быть сделаны по правилам преферанса (в масть), и, если противник просит ходить другой картой в данную масть, а других карт масти уже нет, то во взятку кладется открытая карта. Это правило относится всем открытым картам (если их несколько) и является универсальным: открытые карты нельзя больше брать в руки. Последовательность игры открытыми картами, если их больше одной, выбирает противник нарушителя. Существует некоторая разница между случаями, когда ход не в свою очередь сделал разыгрывающий, вистующий или участник распасовки. В одних случаях можно усмотреть злой умысел и ущерб партнерам (и, следовательно, нарушение должно быть наказано), а в других случаях ущерб нанесен только самому нарушителю. Соответственно, наказание за открытую карту может отличаться, в зависимости от ситуации.
3.9.14.1. Открытая карта на висте. Если ход не в очередь допустил вистующий, то в этом его действии можно усмотреть нелегальную передачу информации партнеру. В этом случае открытая карта должна быть сыграна при первой возможности (при ходе в эту масть), но на второго вистующего налагается запрет хода в эту масть или, наоборот, отдается приказ - ходить в эту масть. Запрет или приказ дает разыгрывающий - по своему усмотрению (62). Разыгрывающий может также принять ход не с той руки, то есть не исправлять допущенной ошибки.
3.9.14.2. Если ход не в очередь допустил разыгрывающий, он нанес ущерб, главным образом себе - показал одну из своих карт. Однако он мог нанести ущерб и вистующим, если бы его ошибка осталась незамеченной. Наказание - игра настольной картой по требованию любого из вистующих. Запретить разыгрывающему ходить открытой картой, когда ход принадлежит разыгрывающему, вистующие не могут.
3.9.14.3. Если ход не в очередь сделан на распасовке, то все взятки после нарушения забирает нарушитель (63).
3.9.14.4. Показ карт до окончания розыгрыша. Если игрок открывает карты, считая остальные взятки неотъемлемыми, и не сообщает план розыгрыша, ведущий к объявленному результату, то противник или противники вправе объявить все показанные карты "открытыми" и назначить последовательность ходов по своему усмотрению. Единственное ограничение - план розыгрыша, предложенный противником, не должен быть абсурдным (из-под тузов и т.п.). Открывая свои карты без объявления плана розыгрыша, разыгрывающий как бы дает понять, что намерен взять все оставшиеся взятки при любом раскладе и любой последовательности ходов. Если можно доказать возможность получения вистующими хотя бы одной взятки в дальнейшей игре, вистующие могут заставить разыгрывающего ходить картами в той последовательности, которая им выгодна, за исключением нелогичной (то есть все карты признаются открытыми или настольными). На мизере такой показ означает, что разыгрывающий намерен не взять ни одной взятки. При объявленном плане розыгрыша вистующие также могут заставить разыгрывающего ходить, но лишь в соответствии с изложенным планом разыгрывающего.
3.9.14.5. Ни одна карта, находящаяся в сыгранной взятке (64), не может быть объявлена настольной, то есть обнаруженная "задним числом" ошибка в очередности хода не наказывается, взятка не переигрывается. В дальнейшем ход принадлежит тому, кто взял последнюю взятку.
3.9.15. Карта признается "открытой" или "настольной" в следующих случаях:
- при ходе не в очередь;
- при исправлении фальшренонса (см. правило 3.9.16);
- если игрок открыл карты, имея ввиду, что возьмет все оставшиеся взятки;
- если игрок показал карту другому игроку, не выпуская ее из рук.
3.9.16. Фальшренонс. Если при заходе в какую-либо масть или козыря игрок положил во взятку карту другой масти, хотя у него была карта данной масти, или не побил козырем при наличии козыря и отсутствии масти хода, такое нарушение правил называется фальшренонсом и наказывается следующим образом.
3.9.16.1. Вовремя (65) замеченный и исправленный фальшренонс наказывается тем, что неправильно выложенная карта становится открытой (см. 3.9.14).
3.9.16.2. Если фальшренонс замечен не сразу, а в ходе дальнейшего розыгрыша, минимальное наказание виновному - штраф в одну взятку. Карты, сыгранные после фальшренонса разбираются, и разыгрываются снова,при этом все разночтения толкуются в ущерб виноватому (66). Штрафная взятка становится собственностью противников.
3.9.17. Правом рекламации, то есть указания на имевший место фальшренонс, игроки могут воспользоваться только до окончания розыгрыша. После того, как карты смешаны для тасования и сделана запись, рекламации не принимаются и игра считается сыгранной (или не сыгранной) в соответствии со сделанной записью.
3.9.18. Если у кого-либо из игроков, несмотря на правильную раздачу карт (67), в ходе игры оказалось больше или меньше карт, чем у других игроков, будь то в результате "двойного" хода или пропуска хода, или по иным причинам, то виновному записывается штраф в размере максимальной возможной упущенной выгоды остальных игроков. Заказавший игру ставит ремиз по меньшей мере без двух (даже если он выигрывал игру). Более высокий штраф назначается в том случае, если вистующие уже набрали такое количество взяток, которое гарантирует более высокий ремиз, или вистующие могут доказать, что непременно набрали бы такое количество взяток, если игра шла правильно.
Примеры:
1. Разыгрывающий контракт 6
обнаружил, что у него осталось больше или меньше карт, чем у вистующих (предполагается, что у вистующих изначально было по 10). Он доигрывает игру до конца (лишние карты за взятки не считаются) и от набранного количества взяток отнимает 2. Если он взял 6 взяток, то пишет за 4; если взял 4 взятки, пишет за 2. Если взял 8 взяток, то пишет все равно за 4 - то есть без двух. Вистующие пишут висты за фактическое количество взяток и консоляцию - за фактический подсад, без учета штрафных взяток (68).
2. Вистующий обнаружил недостаток или излишек карт на руках в процессе розыгрыша. Независимо от причин (карта упала под стол, карты были неправильно розданы, карты слиплись и в какую-то взятку были положены две вместо одной, был пропущен ход и т.п.), если только можно доказать, что именно у этого игрока неправильное количество карт, а у других - правильное, виновный наказывается ремизом "без двух" (в данном случае - на висте).
3. У двух игроков неправильное количество карт: у одного 11, а другого 9. Причем, один является разыгрывающим, а другой - вистующим. Наказываются оба: один без двух на игре, другой без двух на висте (69).
3.9.19. В процессе розыгрыша не разрешается задавать вопросов или каким-то образом комментировать ход розыгрыша, или давать комментарии ходам, как своим, так и противника. Единственным исключением из правила о недопустимости каких бы то ни было замечаний и вопросов в процессе розыгрыша является просьба подтвердить ренонс. Если партнер сносит не по масти, допустимо спросить у него, действительно ли у него нет карт требуемой масти. Это исключение объясняется, во-первых, крупным штрафом за фальшренонс, а во-вторых, невозможностью восстановить нормальное течение игры после нескольких последовавших за фальшренонсом ходов.
3.9.20. Совет постороннего с чего ходить, дает право ближайшему противнику назначить ход или снос по своему усмотрению (70).
3.9.21. Нарушение правил или очередности хода в последней взятке несущественно и не наказывается.
3.9.22. Окончание без доигрывания. В принципе следует доигрывать каждую игру до конца. Однако игроки имеют право признать объявленный контракт сыгранным или проигранным и отказаться от розыгрыша, по всеобщему согласию.

Сноски
8. При проведении турнира рассадка участников определяется жеребьевкой, которую проводит судейская коллегия. Разумеется, в дружеском кругу участники игры могут рассесться так, как им заблагорассудится, по общему взаимному согласию.
9. По предварительной договоренности между игроками, первая сдача может принадлежать тому, кто первым выбирал место, или любому вызвавшему добровольцу (известно, что никто не жаждет, чтобы сдача досталась именно ему, так как сдающий не участвует в игре).
10. Такое мягкое толкование правил допустимо в дружеском кругу. В строгой игре с денежными ставками лучше подождать отлучившегося, тем более, что он имеет право потребовать пересдачи по возвращении, если, конечно, не успел поднять своих карт. Вероятно, подобную строгость это правило приобрело после того случая, когда И.С. Тургенев сдал вышедшему по мелкой нужде В.Г. Белинскому восьмерную в червах (без четырех).
11. В строгой игре корректным будет класть прикуп всегда в одной и той же последовательности: всегда после первого круга, или всегда после второго круга. Любой из участников игры может потребовать неукоснительного соблюдения этого правила и настаивать на пересдаче, если сдающий станет выкладывать карты в нетрадиционной последовательности.
12. Причем неважно, перевернулась ли карта по неловкости сдатчика, игрока ли, или так и лежала в колоде - перевернутой. Если карта перевернулась по вине игрока, ему может быть сделано замечание сдатчиком - чтобы не мешал сдаче. Если неловкость допустил сдатчик, то ему на первый раз прощается, а за вторичную неспособность сдать правильно, он наказывается условленным ремизом (например, 2 в горку), а сдача переходит к следующему игроку.
13. Во всех случаях требование пересдачи должно поступить до окончания сдачи.
14. Последнее обстоятельство требует уточнения. Если в процессе торговли выяснится, что один игрок имеет меньше 10 карт на руках, а другой, соответственно, больше, то нужно пересдать. Если же недостающая карта окажется не на руках, а, например, под столом, то такой случай нужно считать казусом (игрок мог сбросить карту сознательно, а потом "обнаружить" ее отсутствие). Отвечать в таком случае, по логике правил, должен сдатчик, но у него могут возникнуть вполне обоснованные подозрения (он помнит, что при сдаче всякий раз клал по 2 карты). И, наконец, возможен случай, когда неравное количество карт на руках обнаружится в середине розыгрыша. В этом случае игра засчитывается имеющий лишнюю карту сбрасывает ее как ненужную, а тот, кому недостает карты, не кладет ничего в последнюю взятку. Последнее правило было введено винтерами санкт-петербургских Общественных Собраний в конце прошлого века и имеет такую предысторию. Было установлено, что недобросовестные партнеры, заранее договорившиеся играть на одну руку (или на один карман, то есть выигрыш и проигрыш пополам), проделывали такую хитрость: в процессе розыгрыша один из них, подав другому условный сигнал, сбрасывал по взятку 2 карты, а другой в эту же взятку не докладывал ни одной, а только делал вид, что кладет карту. К концу розыгрыша "оказывалось", что первому недостает карты, а у второго на руках лишняя. Обвиняли сдатчика и сдача не засчитывалась. Такой способ (а точнее сказать - номер применялся для "борьбы" с крупными играми (шлемами) противников.
15. Способов нелегально изменить количество карт у себя на руках бесчисленное множество: нечистый на руку игрок может сбросить карту под стол или даже под ноги партнеру, может доложить лишнюю карту во взятку, как это случилось в санкт-петербургском Общественном Собрании. Даже в такой высокоинтеллектуальной игре, как бридж, может произойти случай, описанный Виктором Молло в книге "Бридж в зверинце", когда игрок по прозвищу Противный Кабан съел под столом карту (все обыскались, но карту так и не нашли, поэтому сдачу признали недействительной). Назначать сдатчика ответственным за все возможные проделки было бы неправильно.
16. Составить правила, которые гарантированно могли бы уберечь честного игрока от мошенника, наверное, невозможно. При игре в преферанс вдвоем (в "гусарика") иногда практикуют такой номер: сдают себе лишнюю карту, которую потом (в паре с какой-нибудь другой картой той же масти) сбрасывают себе во взятки. К концу розыгрыша ничего не подозревающий противник оказывается с "лишней" картой на руках. Начинают проверять по количеству взяток - действительно, получается, что у одного было 10 карт, а у другого - 11. Единственный выход из такого положения - немедленно прекращать такую игру, угроза чего должна внушить партнеру мысль пойти на уступку.
17. Называемую также московской.
18. Информация о двух неучаствующих в игре картах может иметь на распасовке такую ценность, что меньшее наказание может иногда быть "в пользу провинившегося".
19. Назначение - обязательство взять по меньшей мере указанное количество взяток в определенной масти (деноминации).
20. Из среды профессиональных бриджистов прозвучало предложение воспользоваться бриджевой терминологией и ввести заявки 1♠ и т.д. Вероятно, в дальнейшем целесообразно будет так и сделать, пока же считаем более приемлемым сохранить преферансные традиции. Но строгости ради, заявку 6♠ будем считать нормативной, а заявки "пика" и "раз" допустимыми, но не нормативными, а потому - нежелательными.
21. Это правило носит рекомендательный характер, так как, строго говоря, игрок может сделать в процессе торговли любое назначение, не противоречащее правилам (то есть не ниже предыдущего и не "мизер", если он участвовал в торговле).
22. Если игрок делает назначение ниже возможного, партнеры должны указать ему на невозможность такой заявки и предоставить возможность изменить заявку на любую возможную, включая заявку "пас".
23. Однако такая вольность позволительна только в дружеском кругу. В строгой игре или в квалификационном турнире игрок, поступивший таким образом, рискует быть не понятым партнерами.
24. В случае заказа контракта одним из игроков ущерба нет, так как нарушитель так или иначе увидит прикуп позже, а сам он отстранен от участия в торговле. В случае распасовки наказание предусмотрено пунктом 3.2.19.
25. При этом вторая рука записывает только один из двух возможных результатов - по своему усмотрению - либо за свой контракт, либо за чужой ремиз.
26. Если такое нарушение случается при проведении квалификационного турнира, то решение передается на усмотрение судьи, так как изменение карт прикупа и, следовательно, величины и результата контракта может отразиться на результатах игры других участников за другими столами.
27. Аналогично правилу 3.9.14.1. - Открытая карта.
28. Обычно заявки втемную применяются только в одной разновидности, называемой "классика".
29. Бомба является повышающим коэффициентом стоимости следующей игры. После получения бомбы, отмечаемой на пульке специальным значком, выигрыш и проигрыш в следующей игре удваивается. После сыгранной (выигранной) игры бомба уничтожается, а при несыгранной (проигранной) сохраняется до тех пор, пока не будет выиграна какая-либо игра.
30. Игрок, заработавший несколько бомб (одинарную, двойную, тройную) использует их не по своему усмотрению, а в порядке появления бомб. Например, после серии распасовок, принесших игроку три бомбы, он сначала сел на шестерной, затем выиграл семерную, а затем снова сел, но уже на мизере. За первый подсад он пишет вдвойне (вдвойне также пишутся висты на него), за сыгранную семерную пишет вдвойне (так как первая бомба сохранилась при несыгранной игре), за подсад на мизере пишет вчетверне, так как первая бомба уничтожилась сыгранной семерной, и действующей стала вторая бомба.
31. Если игра происходит к тому же на бомбе, то коэффициенты перемножаются. Например, игрок на двойной бомбе сказал "раз втемную" и сыграл восьмерную игру. Двойная бомба дает ему коэффициент 4, а "темная" - 2. Он пишет в пулю 48. За каждую взятку вистующие пишут также по 48.
32. В некоторых компаниях применяется правило, позволяющее разыгрывающему назначить другую масть козырем, если у него 12 картах (до сноса) было меньше трех карт в масти, ошибочно назначенной им козырем. Применение этого правила порождает неразрешимые проблемы: вистующие успели открыть карты и разыгрывающий знает расклад (теоретически, возможно злоупотребление - имея 4:4 в других мастях, человек заказывает козырем короткую, чтобы на открытых картах выяснить, какую из длинных заказать; в самой заявке "вист" или ее отсутствии содержится много информации для разыгрывающего. По аналогии, должно быть позволено отказаться от объявления мизера на основании того, что на руках нет семерок. Правило сформулировано жестко: завистованные контракты изменить нельзя.
33. В общем виде это правило общее как для заглядывания в снос, так и для заглядывания в чужую взятку или в свою, но не последнюю (см. 3.9.11.2). Снос рассматривается как последняя взятка и заглянуть в него можно только до первого хода.
34. Понесенное одним из игроков наказание не должно нанести ущерба другим игрокам. Если правило нарушил вистующий, его штрафная взятка не становится собственностью разыгрывающего. Точно так же, если правило нарушил разыгрывающий, его штрафная взятка не становится собственностью вистующих. Иначе это правило можно было бы рассматривать, как идеальное средство при недобросовестном партнерстве ("игре на лапу") - достаточно было бы заглянуть в снос, чтобы избавить партнера от ремиза на висте.
35. Этот вопрос дискутируется между членами редакционной коллегии. Существует мнение, что отказ от прикупа - может являться одним из методов борьбы и, следовательно, правило должно применяться. Будем ждать мотивированных пожеланий широкой общественности.
36. Игрок имеет право заказать любую игру, если это не противоречит правилам. Он может заложиться на любой, даже самый маловероятный расклад. Если даже можно доказать, что при любом раскладе берется больше взяток, чем заказано, игрок имеет право заказать более низкую игру из любых соображений: психологических, экономических и пр. Это его неотъемлемое право, и наказания за недозаказ не существует.
37. В некоторых компаниях действует архаичное правило, по которому игрок может заказать "преферанс". Это значит, что он обязуется взять все 10 взяток в бескозырном контракте при любом раскладе, при любом своем сносе и при ходе любого из игроков. Такой заказ возможен только на карте AKQ во всех четырех мастях. Сыгравший "преферанс" закрывает пулю (свою и всех остальных игроков), списывает гору до нуля и пишет огромные премии в вистах на всех игроков. На наш взгляд, это правило придумано шулерами, которые не хотят "трудиться" и "честно" выигрывать на маяках и крапленой колоде. Все проблемы они пытаются решить одной "сменкой" или закладом. В зравомыслящей компании это правило лучше не применять.
38. По правилам, принятым в отдельных компаниях, десятерная "проверяется" - то есть вистующие, ничем не рискуя, смотрят, не существует ли расклада или плана розыгрыша, позволяющего обремизить разыгрывающего. Это правило не может претендовать на то, чтобы считаться справедливым. В ответ на предложение играть с таким правилом можно заметить, что "проверяются облигации трехпроцентного займа", а десятерная, как и любая другая игра, должна вистоваться.
39. В некоторых компаниях существует и применяется правило, по которому заторговавшийся игрок, может после взятия прикупа "уйти без трех" без игры. В этом случае он пишет в гору за "без трех" на той игре, до которой доторговался, а вистующие не пишут ничего. Анализ показал, что от этого правила следует отказаться, так как иногда выгоднее уйти без трех, чем, к примеру, играть распасовку. Таким образом, наказание действует "в пользу провинившегося", что недопустимо.
40. Существует договорное правило: мизер перебивается девятерной, а девятерная - мизером без прикупа, который может быть перебит только девятерной без прикупа или десятерной игрой. Это правило мы относим к архаичным, как и все остальные, в которых присутствует играю втемную или без прикупа. Поэтому рекомендованной нормой для проведения турниров является правило: мизер перебивается девятерной, дальше торговля не идет. Нужно заметить, что девятерная игра по статистике (и теории вероятностей) - значительно более редкое событие, чем мизер.
41. Если находит мизер рискованным.
42. Величина выигрыша и проигрыша для каждого уменьшается в 3 раза по сравнению с обычным мизером, заказанным в одиночку.
43. Прикупщик уже наказан за плохой прикуп, так как несет солидарную ответственность с мизерящим.
44. В "сочинке" обычно 1 очко за взятку, в "ленинградке" - 2.
45. В ростовской разновидности амнистия не производится, то есть выигравший распасовку не вычитает своих взяток из числа тех, что взяли противники.
46. Для ростовской разновидности действует исключение, описанное в п.3.7.6.2. (см. предыдущую сноску).
47. Это правило объясняется тем обстоятельством, что необходимость делать три первых хода ставит "первую руку" в слишком невыгодные условия. Однако само правило должно быть оговорено игроками перед началом игры.
48. Для авантюрных игроков, предпринимающих серию распасовок для увеличения стоимости игр, необходимо, чтобы сдатчик оставался прежним, - тогда первая рука сможет все время пасовать втемную.
49. См. примечание к п.3.3.19.а.
50. За исключением контракта "мизер", который разыгрывается без обязательств со стороны вистующих.
51. Вистуя на десятерной, нужно взять 1 взятку.
52. Как правило, равное произведению цены контракта на количество взяток.
53. Так называется премия за подсад разыгрывающего. В сочинке и ленинградке она равняется цене контракта, в ростове - 10 вистов за каждую недобранную взятку.
54. То есть при недоборе до обязательного количества взяток.
55. Формальную и материальную. Пасовавший игрок на равных участвует в обсуждении плана розыгрыша и может предлагать свой план ремиза. Вистующий, желая действовать по своему, отличному, плану, должен приложить все усилия для убеждения пасовавшего в преимуществах своей идеи. Лишь при невозможности убедить партнера он может настаивать на своем праве вистующего распоряжаться розыгрышем.
56. Можно задать вопрос: А почему не после первого хода? Ответ достаточно очевиден: если игрок на второй руке хочет закрыть вист, он завистует, даже если игрок на первой руке уже завистовал. Если же он хочет открыть вист (играть в светлую), он спасует. Такая возможность исчезает, если первый ход все равно нужно было бы делать втемную. Поэтому при ходе вистующих первый ход делается на открытых картах. (Иногда только ради этой возможности первая рука пасует, имея очень сильную карту). Признавая, что при розыгрыше в светлую вистующие открывают карты до первого хода, мы должны предоставить равные права разыгрывающему и открыть карты уже перед его первым ходом.
57. Фактически метод разрешения спора тот же. Но присутствие судьи обязательно, чтобы не возникло недоразумения по поводу необычной записи в протоколе.
58. Первый, завистовав, был готов взять ответственность на себя, но у него ее отобрали. К тому же, возможно, причиной подсада вистующих стал розыгрыш втемную, в котором повинен второй вистующий.
59. Признаваемое в некоторых компаниях архаичное правило об обязательности вистования на игре 6♠ выглядит явным анахронизмом. Оно имело смысл в те времена, когда не существовало распасовки, а игра в разных мастях сильно отличалась по стоимости. Если первая и вторая рука говорили "пас", то третья рука была вынуждена играть на любой карте. Пики были самой дешевой мастью, а "6 пик" - "ничтожнейшей" игрой из всех возможных. Обязательное вистование и игра втемную давали возможность разыгрывающему взять хоть сколько-нибудь взяток. В современной игре, не различающей игры в разных мастях по стоимости, правило явно лишнее.
60. Например: "под игрока с семака, под вистуза с туза"; "первым сносом показывай сильную масть, вторым - слабую"; "от четырех козырей не прячутся"; "нет хода - не вистуй"; "валет для дамы"; "вистуй без жадности, не перебивай взятки соседа" и т.д.
61. Это правило существовало во многих играх прошлого века (винт, вист и др.) и называлось также Rufen (нем.) - звать, призывать или Appeler (фр.) - звать, призывать. Наиболее точным, следовательно, является название "карта до востребования", но традиционно используется название "открытая карта".
62. Ходить, разумеется, может только тот игрок, кому право хода принадлежит по правилам игры.
63. Такая жесткость объясняется тем обстоятельством, что открытие одной-единственной карты на распасовке может очень сильно повлиять на ее окончательный результат. Например, такой внеочередной ход может привести к тому, что расклад станет полностью очевидным для одного из игроков и он отдаст ход (а с ним и все взятки) третьему игроку.
64. Сыгранной считается взятка, в которую положили по карте все игроки. Для того, чтобы считаться сыгранной, взятка не обязательно должна быть закрытой.
65. То есть в той же взятке.
66. Например, сделавший фальшренонс игрок успел сделать несколько ходов, и к тому моменту, когда ошибка была замечена, в значительной степени прояснился расклад. При повторном розыгрыше игрок не только не имеет права воспользоваться полученной информацией, но, напротив, по требованию противника, должен сделать любые не противоречащие здравому смыслу ходы, как если бы он не угадал расположения карт. Все возможные импасы и сюркупы после фальшренонса должны проходить. Можно видеть, что наказание за фальшренонс является одним из самых строгих в игре, так как это нарушение не только изменяет количество взяток, взятых сторонами, но и дезинформирует игроков относительно расклада, вводит их в заблуждение и направляет на ложный путь в планировании дальнейшего розыгрыша.
67. Если никто не заявлял о неправильном количестве карт на руках до начала торговли.
68. Ср. с правилом 3.4.6 о наказании за неправильный снос.
69. Впредь будут внимательнее.
70. По поводу этого жесткого правила задают вопрос: "В бридже есть понятие "свой кибитцер". Что делать, если "чужой" даст непрошенный совет с целью подставить?". В игроцкой среде, если задать 10 раз этот вопрос разным людям, Вы получили бы 9 одинаковых ответов: "Соблюдать правила, а деньги получить с советчика!". Десятый бы ответил: "С советчика получу вдвойне". На турнире при возникновении такой ситуации задача судьи - найти компромисс и немедленно удалить советчика (который хуже антисоветчика).
71. Такие "местные" правила будем рассматривать как привносящие в преферанс нездоровый (и несвойственный ему) элемент азарта и склоняющий чашу весов не в пользу мудрости, трезвости, расчета и опыта, а в пользу везения и риска.
72. Вопрос "кому помогать?" не заслуживает того внимания, которое уделяют ему многие игроки. На самом деле, это совершенно не важно, потому что никак не влияет на экономический результат игры, так как каждый сыгранный в процессе пули контракт одинаков по стоимости, независимо от того себе или в помощь другим пошла запись за этот контракт.
73. Во многих компаниях распространено договорное правило, согласно которому нельзя помогать тому, кто недобрал взяток на висте и сделал запись в гору, а также тому, кто является сдатчиком в данной раздаче и не принимал участия в игре. Мотивируется это правило тем, что человек уже и так пострадал в этой сдаче и не следует наказывать его дважды. Поскольку все контракты одного уровня, сыгранные в процессе пульки, одинаковы по стоимости, и адрес записи никак не влияет на экономический результат, то есть посыл о дополнительном наказании ложен, то данное правило может привести единственно к увеличению продолжительности пульки, так как возможны ситуации, когда результат одной или нескольких игр будет списан с горы. Поэтому применение указанного правила совершенно недопустимо при проведении квалификационных турниров и нежелательно в обычной игре.
74. В некоторых компаниях применяется правило, согласно которому независтованные контракты (игры) разрешается списывать с горы по желанию разыгрывающего. Это правило фактически позволяет игроку изменять величину пули, поэтому его нельзя применять при проведении квалификационных турниров. В обычной же игре увеличить пульку (или сыграть новую) можно с общего согласия всех участников. Отдавать кому бы то ни было единоличное право увеличивать заранее определенную продолжительность игры было бы несправедливо.
75. Все советы партнеров, типа "сначала общественное - потом личное", следует воспринимать с юмором, так как запись является делом именно общественным.
76. Как и декларировалось в Преамбуле к Кодексу.
77. Именно поэтому правило называется "правилом карандаша".

 

назад....вперед

 

 

© Конюхов Александр, 2000-2016.   Карта сайта   Ссылки   Контакты