"Погоня"
3
Время утекало
незаметно. Уже больше полумесяца, а то и месяц без
малого, не заглядывал Павел в свою потаенную тетрадку.
Но «папу» не забывал. В транспорте; во время пеших
хождений по делу и без дела; в паузах на службе, когда
текучка вдруг прерывалась и наваливалась маета безделья
– он вел с ним неторопливые, с подковыркою, беседы.
Никто не слышал этих пререканий, но Павел окунался в них
так, что потом настойчиво понукал себя помнить об их
нереальности.
«Папа» в их
разговорах держался самодовольно, говорил свысока,
иронизировал. Павел пытался подловить его на просчетах,
оговорках, вынудить проговориться. Но амбиционная
самоуверенность «папы» защищала его, как каменная стена.
«Что, сынок,
не дается задачка? - усмехался «папа». – Как видно не
для среднего ума!»
«Какого еще
ума! – сердился Павел. – Золушкина работа. В один мешок
белую фасоль, в другой – черную. И так всю кучу!»
«А если
головой не работать, так любая работа тупая! В мешки
тоже по разному можно раскладывать.»
«Ага, ага!
Особенно если кидать в четыре мешка. А рук только две!»
«Две, две!
По-твоему этого мало? Вон у обезьян – четыре, а они до
сих пор по деревьям скачут.»
Четыре…
Почему-то это число последнее время не выходило у Павла
из головы. Четыре колеса, четыре угла комнаты, четыре
стороны света. Конечностей, в конце концов, тоже четыре.
Что еще? Четыре темперамента, четыре стихии, четыре
мушкетера…
Павел
посмотрел по сторонам комнаты, в которой располагалась
часть их отдела. Комната почти квадратная. И сидит их
тут опять же четыре человека! Вот только столы стоят не
равномерно. Не по числу четыре! Три скучились в одной
стороне, четвертый на отшибе. Покосившись на часы, Павел
пододвинул к себе испорченный лист бумаги. Перевернул
его на чистую сторону, задумчиво начертил квадрат.
Ладно, до конца дня всего полчаса, работа подождет до
завтра. А в голове Павла Скорошева уже мелькнул какой-то
размытый отблеск новой идеи! Его надо додумать.
Что там было?
Неравномерно стоят столы. И пёс бы с ними! Что его вдруг
насторожило? А! Вот оно! Столы можно поставить на равном
расстоянии (Павел нарисовал это), но все равно это не
будет равномерно. Прямоугольники в квадрате требуется
расположить по спирали, по пропеллеру, по мельничному
колесу – ну как еще назвать? «Не знаю, в общем вот так!»
Павел
нарисовал новый квадрат, в нем четыре прямоугольничка,
составленные «колодцем». Другой кто-нибудь, вроде
«папы», возможно, увидел бы в таком рисунке намек на
свастику. Ну да наплевать! Важно, что только в таком
виде рисунок приобрел строгую законченность. Его можно
даже повернуть вокруг самого себя. Вот так! Павел
потихоньку крутанул листок несколько раз, пока он,
обернувшись, не занял снова исходного положения.
А ведь совсем
как решетка! Ой, что-то здесь не спроста. Уж не
зашифровал ли «папа» ключ по совсем другой системе?
Чем-то связанным с поворотами? Павлу вообразилась
странная движущаяся картинка. Один значок ( Какой?
Допустим, галочка!) – одно положение квадрата. Другой
(треугольник) – и квадрат повернулся. Крестик – еще
повернулся, птичка – вернулся в исходное положение.
Так, так,
так! Четыре значка – это четыре положения, четыре
стороны света. Юг, север, запад, восток. Сейчас не
важно: какой значок куда, надо додумать саму идею! Как
же перейти к буквам, к тексту? И что там были за значки?
Павел напряг память. Поставил по одной стороне квадрата
галочку, по второй – крестик, затем треугольник и
кружок. А еще? Дальше-то? Значков было девять, это он
помнит наверняка. А вот каких сколько – это напрочь
вылетело из головы! По два? Не пойдет, тогда их будет
восемь… А не девять. И как ни крути, девять на четыре не
разделится! Девять на четыре, четыре на девять…
Павел глянул
на часы, встал. Повертел листок, скомкал и кинул в
корзину. Такую картинку он дома нарисует еще раз!
Быстрее домой, к тетрадке. Каких все-таки значков два,
каких три, а каких один?
…Полины дома
не оказалось – это удача. Павел не разуваясь кинулся к
шкафчику, извлек тетрадку, открыл. Уже на ходу, скидывая
ботинки и куртку, уставился в заветную строчку. Три
креста, два треугольника, два овала, две птички. И что
эта раскладка означает, позвольте узнать? Похоже, ничего
кроме того, что девять на четыре не делится. Как
говорили в школе – один в остатке. Вот и получился
третий крестик. Ничего-то у тебя, Паша, не придумалось!
Он небрежно
бросил тетрадку на диван, прошелся взад-вперед по
комнате, машинально бормоча под нос:
--Девять на
четыре, девять на четыре… Ну и что? – возразил он
самому себе. – Тридцать шесть будет девять на четыре.
Стоило Павлу
произнести «тридцать шесть», как что-то знакомое
остановило его посреди комнаты.
--Тридцать
шесть, - медленно повторил он, прислушиваясь к
собственному голосу. – А, тридцать шесть букв, -
успокоено ответил Павел, но не успокоился. Он сообразил,
что его свербило какое-то другое соображение. Наконец он
процитировал когда-то давным-давно слышанную фразу:
--Тридцать
шесть картей! Четырех мастей, - и удивленно поднял
брови.
назад ....вперед
|