"Погоня"
4
--Действительно, - кивнул Павел самому себе, - в
игральной колоде тридцать шесть карт.
Кто же этого
не знает? В карты, как их не осуждают и проклинают,
играть приходилось всем. Кому больше, кому меньше. Во
всяком случае, поискать еще такого человека, который
посмотрел бы на карты с недоумением и спросил, а что это
такое?
Глаза Павла
машинально пробежали по шкафам, по полкам. А у них-то
дома есть карты? Где-то валялись, но не искать же их
теперь! И Павел поторопился успокоить сам себя: он не
будет нигде рыскать, и даже Полину не станет
расспрашивать. Просто завтра, по дороге, заглянет в
какой-нибудь киоск и купит. Не разорится! Дело, в
общем-то, копеечное. Можно себе позволить.
Но что это он
вдруг вспомнил про карты? Взяв в руки тетрадь, Павел
внимательно уставился в значки. Что ж, если не
придираться, они довольно легко и однозначно соотносятся
с мастями. Крестик, треугольник, птичка – эти вообще
споров не вызывают. Вот кружок – тут конечно бабушка
надвое сказала. Кружок вместо ромбика? Общие черты,
конечно, есть! И тот, и другой равномерно расходятся во
все стороны, симметричны, не имеют ни верха, ни низа…
Павел
вздохнул, потер затылок и шею. Очень большая натяжка!
Хочется, конечно хочется, верить в собственную догадку.
Только вот мало этого «хочется»! Он не кроссворд
разгадывает. Он пытается прочитать записку, в которой
скрыто какое-то важное содержание…
Есть
маленькая логическая поддержка в пользу кружка и
ромбика. Крестик, галочка, треугольник рисуются быстро,
одним махом. А вот ромб – фигура покапризнее. Во-первых
не две, не три – целых четыре палочки. Во-вторых – не
так он легко рисуется – ромбик. Попробуй, черкни одним
движением, не отрывая карандаша! Такая получится
раскоряка!! Павел попробовал нарисовать несколько
ромбиков. И тихо засмеялся. Действительно, быстро не
получается, так и тянет повернуть на бок; чертить не
ромб, а квадрат. А если продолжить рассуждение, то
кружок или овальчик еще легче. Так что, если кто-то
использовал подобные значки для каких-то протяженных
записей, от ромбов избавился бы очень скоро.
И еще.
Чепуха, может быть, но тоже соображение. Если записка
тайная, если карты – действительно ключ к решетке, то
ромб слишком прозрачно указывает на предмет. Он был бы
слабым местом, путем, который привел бы к догадке любого
внимательного расшифровщика. Разве не так?
И перед
глазами Павла возникло недовольное лицо «папы». Вопрос
был, конечно, к нему. Но «папа» ушел от ответа. Не
кивнул с одобрением, но и не высмеял, как обычно. Он
смотрел пристально, исподлобья, с удивлением и молча
ждал: а ну-ка, дружок, всё это хорошо, но что же дальше?
Входная дверь
зашуршала, открываясь, и Павел тут же закрыл тетрадь.
Пусть пока полежит в тумбочке.
Карты он
все-таки купил на следующий день. Полина была дома,
поэтому пришлось отложить розыски. Попытки прикинуть
что-то «в темную», в уме, не рассматривая, как оно
получается, быстро наскучили. Всё, что он сумел пока
сделать – уяснить задачу. Карты естественным образом,
раскладываются в четыре ряда, по девять штук в каждом. А
надо сделать другую фигуру: вместо четырех длинных
рядов, шесть покороче. И при этом найти несомненный
порядок в их расположении.
Все, что пока
возникало в голове Павла, выглядело неубедительно: много
произвола, мало логики. Мозг лениво пытался перебирать
варианты, а руки так и чесались. Зачем выдумывать -
проще и веселее пробовать. Вот только не при Полине. Она
подумает, что на муженька нашла очередная дурь, и
придумает какую-нибудь работу. Ну ее к богу в рай!
На следующий
день Павел захватил карты на работу, но не решился их
вытащить даже в обеденный перерыв. Однако время от
времени выдвигал ящик стола, глядел на пеструю кучку и
перекладывал несколько карточек. Наконец не выдержал,
взял лист бумаги. Снова, как и накануне изобразил
квадрат. Не зная, что делать дальше, воспроизвел свою
симметричную схему расположения столов пропеллером.
И вот теперь
его действительно осенило! Скомканный листок полетел в
корзину. Чистый занял место на столе. На нем снова
возник квадрат. Но теперь Павел раскроил его на четыре
одинаковые четвертушки. Сверху-вниз – пополам!
Слева-направо – пополам! Готово. Разбит квадрат на
четыре маленьких квадратика. В каждом (три на три)
девять клеточек. Для девяти карт одной масти. А всего в
четырех – тридцать шесть.
Уж
действительно – идея так идея. Каждая масть расставится
в одном и том же порядке, но с поворотом на девяносто
градусов. Найдется такой порядок – решена задача. Строка
значков в книге Некрасова сразу обретает долгожданный
смысл: шесть виней, семь бубей, восемь червей, девять
бубей, десять крестей, и так далее до туза. Вот и
разгадка решетки. Указанные карты, каждая на своем
законном месте, в углу, занятом ее родной мастью, и
обозначат те клеточки, которые следует превратить в
окошки.
Торжествующий
Павел попытался представить лицо «папы», чтобы мысленно
показать ему язык. Но старик, похоже, не любил чужие
радости. Выглядел он мелко, тускловато и, как бы
задернулся дымкой. И не разобрать: одобряет он своего
«сынка», или дуется на его расторопность.
Но дело еще
не закончено, спохватился Павел. Как расположить масть в
квадратике три на три? В три строки, в три столбца, или
по кругу с тузом в центре?
Туз в центре
– это, пожалуй, похоже. А вот остальное – нет.
Квадратики входят в большой общий квадрат – то есть
ведущая ось – диагональ. На ней туз, вероятно и король.
Что еще? По всему выходит – десятка. Да, она увесистая!
Ее не просто на диагональ, а в самый центр общего,
большого квадрата. Здесь в центре сойдутся в кучку все
четыре десятки. Как ось вращения. А короли разойдутся по
четырем углам, тоже неплохо. Карта видная, самое
подходящее для нее место.
Что осталось?
Валет да дама, и четыре младшие. Картинки, конечно, при
короле. Тогда мелочь, само собой, возле десятки. Какую
куда – поглядим, покомбинируем позже. Лучше сейчас
определиться с мастями.
Итак, где
какая масть? Что после чего?
Павел минут
десять созерцал нарисованную табличку с наспех
заполненной четвертушкой. Потом решил, что, по крайней
мере, масти должны чередоваться по цвету. Одна диагональ
черная, другая – красная.
Он, уже не
торопясь, расчертил клеточками весь квадрат. Заполнил по
образцу одной три остальные четвертушки. Затем наугад
пометил значками из записки предполагаемые масти. И
медленными, ленивыми движениями зачернил карты,
соответствующие строчке ключа. Ее-то он давно помнил
наизусть.
Ну вот, нате
вам, полюбуйтесь – решетка. Остается пойти домой и
попробовать.
назад ....вперед
|